Размах реставрационных работ в кинотеатре «Победа» подтолкнул обозревателя Reform.by восстановить историю найденного — и уже уничтоженного — панно в здании — памятнике архитектуры послевоенного периода.
Напомним, «фреска» 1990 года с изображением всадников была найдена под гипсокартоном в начале реставрационных работ в кинотеатре «Победа» — в феврале 2022 года. Панно за установленным авторством четырех художников — Вячеслава Лемачко, Андрея Задорина, Романа Заслонова и Василия Баранова было отправлено на экспертизу в Центр исследований беларусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси.
Однако по результатам исследования стену с росписью было решено демонтировать: во-первых, согласно проекту реставрации, стена изначально шла под снос, во-вторых, по словам экспертов, монументальная работа была в плохом состоянии. И все же часть фрагментов «фрески» было решено сохранить — их отправили на хранение в Кафедральный костел Пресвятой Девы Марии.
Историей создания монументальной работы, от которой остались, увы, только части, поделился с Reform.by беларусский художник, который сегодня живет в Голландии, один из авторов панно Андрей Задорин.
«И при чем тут «Победа»?»
— Это было в начале 1990-х. Проект в кинотеатре «Победа» выбил нам, команде молодых художников, Михаил Савицкий. В проекте были задействованы: три живописца — Слава Лемачко, Роман Заслонов и я, график Василий Баранов, а также монументалисты — Александр Суша, Владимир Дедюля и Евгений Колчев. Скульптура Жени Колчева стояла на входе.
Так получилось, что эскизы к росписям делали мы с Васей Барановым. Он очень хорошо работает с композицией, чувствует ее хорошо, и мы исходили из того, что раз кинотеатр «Победа» — нужна такая возвышенная, торжественная работа. К тому моменту нашу Беларусь воспринимали как такой край партизан: в Советском Союзе на выставках так и говорили: если беларусы — так обязательно про партизан пишут, и вот мы тогда решили уйти от этой темы.
Во-первых, само здание было в таком псевдоклассическом стиле, во-вторых, время тогда подталкивало к чему-то другому, историческим корням. А у меня и литература соответствующая была. И мы взяли за основу сарматские портреты. Не было идеи нарисовать кого-то конкретно, скорее создать такой общий образ исторической фигуры.
Надо отметить, что мы также разработали для проекта и шесть эскизов для видеосалона (тогда он был в кинотеатре). Это были холсты на подрамниках по фотографиям старого Минска. Когда видеосалон после демонтировали, эти холсты, к сожалению, куда-то пропали.
Но вернемся к главной росписи. В мастерской Лемачко мы склеили, помню, огромный картон, и втроем — Вася, Слава и я — его потом и разрисовывали. Дальше перешли непосредственно в сам кинотеатр — там была приготовлена стенка для росписи. Напомню, что размер нашего панно был 4 метра на 8 метров, — огромная работа!
С материалами было не очень просто, поэтому писали просто темперой. А когда закончили, то решили подписаться — дать имена всех четверых. И придумали эту подпись на латинке: zrabili.
Помню, что когда мы трудились, народ мимо нас ходил в кинозал, и комментировал нарисованное на стене. «А почему всадники? Это шляхта? И при чем тут «Победа»?», — всякого наслушались. Но а мы вообще на критику смеялись — у нас был такой настоящий кураж, энергия кипела, и мы за довольно короткий срок сделали эту большущую роспись. Многим людям, впрочем, и нравилось.
«Не было претензий»
— Что интересно, комиссия, которая принимала у нас тогда работу, восприняла ее «на ура». И Михаилу Савицкому она понравилась, что удивительно. Не было к ней претензий. Позже, когда я уже приезжал в Минск со своими иностранными друзьями, я обязательно показывал роспись в кинотеатре. «Мол, смотрите, какую штуку мы zrabili!», — хвалился, и всем панно очень нравилось.
А потом случился 2000 год. Я зашел как-то в кинотеатр, а нашей работы — нет. Пошел в администрацию, а мне говорят: роспись убрали по просьбам ветеранов. По их словам, мы создали националистический проект. Вот так вот. Десять лет никому сюжет не мешал, а потом внезапно стал националистическим. И никто художникам ничего не сказал, не уведомил.
Жаль, что сейчас роспись демонтировали. Я был готов участвовать в ее восстановлении. Думаю, что и мои коллеги тоже.
Тогда, в 1990-х, конечно, было совсем другое время. Мы, художники, были на кураже. То, что сейчас происходит с нашей страной, в какой страшный конфликт мы втянуты — повергает меня в шок. Не такое будущее я представлял и не такого хотел для новой Беларуси. Я бы сказал, что в какой-то момент мы допустили это «победабесие» — и вот результат.
***
Напомним, что реставрация, открытого более семидесяти лет назад кинотеатра началась зимой 2022.
Сейчас минчане могут наблюдать пик строительных работ на объекте.
Согласно проекту заказчика реставрации КУП «Мінская спадчына», процесс займет полтора-два года.
Как отмечалось ранее, зданию предстоит глобальное перевоплощение — усиление фундаментов, стен, реставрация фасадов и интерьеров, включая вестибюль, фойе, зал с колоннами. В кинотеатре будет три зала: основной — на 108 мест, и дополнительные — на 48 и 10 мест. Проект предусматривает и два кафе, конференц-зал, кинобар. Подрядчиком работ является «Стройтрест №1».
Как будет оформлен в будущем кинотеатр «Победа» — пока не сообщалось.
Напомним, что авторами-архитекторами памятника, решенного в стиле сталинский ампир, были Иосиф Лангбард и Михаил Бакланов.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: