Не до законов, или Вся власть оперативно-ситуационному штабу

Иногда не до законов – так было сказано беларусам в сентябре 2020 года. «Иногда» в результате затянулось на несколько лет. На смену протестам пришла российско-украинская война, и вместо законов во главу угла теперь ставятся решения оперативно-ситуационного штаба правительства. Выходит, в Беларуси появился новый законодательный орган?

«Беларусским банкам разрешается предоставлять физическим лицам отсрочку на погашение кредитов». Такое решение принято оперативно-ситуационным штабом при Совмине. «В Беларуси приостановят применение увеличенных размеров ставок земельного налога и налога на недвижимость». Это тоже решение штаба. «В Беларуси сохранят для населения тарифы на тепло и электроэнергию на уровне 1 января», – так постановил штаб.

Оперативно-ситуационный штаб появился на сцене в конце февраля — начале марта. 2 марта премьер-министр Беларуси Роман Головченко сообщил, что его решением «в правительстве сформирован оперативно-ситуационный штаб из ключевых ведомств и экспертно-аналитическая группа».

Штаб возглавил руководитель аппарата правительства. А премьер поручил штабу подготовить комплексный план поддержки экономики страны.

7 апреля правительство утвердило комплексный план поддержки экономики. Основные положения документа тогда позволили сделать вывод, что никаких прорывных идей правительство не сгенерировало. А в сфере социальной поддержки план выглядел совсем уж блекло. Быстро стало понятно, что принятых мер недостаточно. А проблемы нарастали.

Ситуация требовала принятия новых решений. И 30 мая состоялось совещание по новым подходам в экономике с участием Александра Лукашенко. Там он призвал правительство, министерства и местные власти не паниковать из-за санкций и спросить с вертикали власти «на всю катушку».

Но спрос с вертикали на хлеб не намажешь и в карман не положишь. А то, что проблем много, и они требуют каких-то решений, было понятно всем. Лукашенко признал падение продаж нефтепродуктов и калийных удобрений. А снижение их экспорта негативно сказалось на результатах промышленности и транспортной отрасли.

Правительство к совещанию подготовило законопроект, который предусматривал, в частности, отмену выборочных проверок субъектов хозяйствования, различные льготы реальному сектору, снижение административного давления на руководителей. Были в проекте и позиции по отсрочкам выплаты потребительских кредитов, кредитов на жилье. Предлагалось запретить увеличивать в этом году тарифы на теплоснабжение и электроэнергию.

Некоторые предложения правительства тогда даже вызвали опасения у Лукашенко. Например, его смущало предложение о таможенных и налоговых отсрочках, запрете на повышение имущественных налогов, поскольку это может отразиться на доходах бюджета. Также он был не уверен в моратории на выборочные проверки.

«Если надо что-то не проверять, так вы, наверное, и сами примете решение. Зачем вас подрезать какими-то законами?» — заявил Лукашенко.

При обсуждении предложений правительства Лукашенко особо обратил внимание на то, что для инициатив правительства избран формат закона, а не указа. Это сделано в связи с изменениями в Конституции.

Тут надо вернуться к февральскому референдуму. Раньше все было просто: оперативные вопросы можно было решать декретами или указами. Но после принятия новой Конституции возникла коллизия: была исключена статья, которая делегировала главе государства законодательные полномочия на издание декретов. Ну а указы, начиная с 15 марта 2022 года, не должны противоречить законам. Поэтому все предложенные правительством решения надо было оформлять в виде закона. Проект которого сначала должна рассмотреть Палата представителей и проголосовать за него. Потом этот проект попадет в Совет Республики, где он будет одобрен или отклонен. И только после этого документ окажется на подписи у Лукашенко.

Понятно, что проблем с парламентом никто не ожидал. Но все эти необходимые процедуры займут немало времени. Которого у беларусской экономики, видимо, нет.

Возможно, поэтому и решили законами никого «не подрезать». И оперативно-ситуационный штаб при правительстве начал штамповать свои решения. Те, которые и были предусмотрены предложенным законопроектом. Например, об отсрочке на погашение кредитов физлицами и тарифам на теплоснабжение и электроэнергию.

А как будут формализованы эти решения, чьими постановлениями – правительства или министерств, распоряжениями премьера, приказами – пока непонятно. Во всяком случае, пресс-служба правительства с пятницы сообщила о нескольких таких решениях, но на Национальном правовом интернет-портале соответствующих нормативных актов пока не видно. И будут ли они?

Сначала управляли указами, потом постановлениями, потом письменными распоряжениями. А потом дело дойдет просто до устных приказов. Ну да ведь «не до законов». Или таковы законы военного времени?

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.