«Не надо бояться этого слова — пропаганда», – прозвучало сегодня из уст Лукашенко на совещании по вопросу совершенствования информационной политики. Власти не скрывают, что занимаются пропагандой, которая, как известно, не имеет ничего общего с журналистикой. Поскольку пропаганда предполагает искажение фактов для создания необходимой ей картины мира. Журналистика – нет. Да и не осталось уже никакой беларусской пропаганды – на идеологическом фронте давно всем рулит Россия.
После совещания власть в очередной раз прозвучали угрозы в адрес СМИ. Глава администрации Лукашенко Игорь Сергеенко заявил, что дополнительные запреты не обсуждались. Но посчитал нужным напомнить беларусским СМИ об ответственности.
«У нас можно говорить в средствах массовой информации что хочешь. Но главное — нести за это ответственность. В первую очередь перед людьми, обществом, перед собой и перед законом», — пояснил чиновник. Как такая «свобода слова» сочетается с тем, что, по данным Беларусской ассоциации журналистов, сегодня в нашей стране 27 сотрудников СМИ осуждены или ожидают суда в связи со своей профессиональной деятельностью? Значит, фраза о «говорить, что хочешь» – не более чем пропагандистский трюк. А самое главное звучит как раз таки после «но».
Есть в слове «пропаганда» приставка «контр-» или нет – уже не важно. Важно лишь, что пропаганда считает допустимым говорить неправду или полуправду, плодить фейки. На этом можно было бы и закончить, если бы не прозвучавшее после совещания утверждение, что на нем обсуждались «стратегия и конкретные новые формы работы» беларусской государственной пропаганды. Неужели беларусская пропаганда наконец изобретет что-то свое, а не будет тупо повторять российские нарративы?
Лукашенко потребовал активнее вести контрпропаганду и не обращать внимания на то, как на Западе посмеиваются над беларусскими пропагандистами. Посмеиваются, впрочем, не только на Западе. Забавно наблюдать, как отечественные «спецы» пытаются копировать даже внешность ведущих российских пропагандистских шоу и наперебой повторяют выдуманные в Кремле тезисы.
Этим заняты не только СМИ. Копирование происходит на всех этажах пропагандистской пирамиды. Стоит 6 мая зампредседателя Совета безопасности РФ Дмитрию Медведеву обвинить Польшу в планах по захвату Западной Украины, как Александр Лукашенко на переговорах с Владимиром Путиным 23 мая повторяет это обвинение. Польша, активно помогающая Украине, становится для Кремля «врагом номер один», и беларусские пропагандисты громогласно подхватывают эту повестку.
Или трагедия украинской Бучи – Минобороны России называет опубликованные кадры с запечатленными преступлениями российских военных «провокацией», и следом Лукашенко в интервью Associated Press объявляет произошедшее там «показухой» и говорит о присутствии в городе англичан, прибывших из Львова.
А вот и свежий пример отечественной пропаганды. «Когда не являешься реальным участником событий и получаешь огромное количество информации в виде вранья и фейков, действительно трудно правду от лжи отделить», — сказал на сегодняшнем совещании по вопросу совершенствования информационной политики Лукашенко. И сразу после него рассказал о двух беларусских дальнобойщиках, которые были «убиты украинцами». Хотя на самом деле дальнобойщики погибли в результате российского авиаудара.
То же и на госТВ. «Военная операция в Украине проводится против нациствующих элементов и не несет угрозы для мирного населения». «Зато зафиксировано, когда нацисты обстреливали жилые кварталы или прикрывали ими ударное вооружение», – утверждают беларусские ведущие с телеэкранов. Чем не российское ТВ?
Беларусская пропаганда и в прошлом разбиралась с политическими оппонентами действующей власти, не выбирая методов и выражений. Достаточно вспомнить нашумевший в свое время фильм «Ненависть. Дети лжи». Да и после подавления протестов госСМИ не брезговали публикацией «покаянных видео» и откровенных призывов к расправе над «врагами» режима. А вот с Россией все не так однозначно – беларусская пропаганда стремилась, как умела, отбивать информационные атаки с востока. И «отстраивала» Беларусь от России, понимая, что у каждой из сторон свои интересы.
Перелом произошел после выборов 2020 года. После подавления протестов у режима не осталось вариантов, кроме как изо всех сил дружить с Россией. Власть решила пригласить в страну российских медиаспециалистов взамен бастующих работников беларусского телевидения. И российские нарративы начали проникать в беларусское информационное пространство. А потом и формировать его: со сменой кураторов произошла и коррекция повестки. Медиаэксперт Павлюк Быковский уже в марте 2021 года обратил внимание на уподобление беларусской пропаганды российской: беларусов, как и россиян, начали готовить к столкновению цивилизаций, к холодной, а, возможно, и к горячей войне.
Потом началась российско-украинская война. И официальный Минск, по оценке аналитиков проекта MediaIQ, и вовсе отказался от информационного суверенитета. Эксперты заявили, что был нарушен один из определяющих принципов информационного нейтралитета, заложенный в Концепцию информационной безопасности Республики Беларусь. А именно исключение инициативы вмешательства в информационную сферу других стран, направленной на дискредитацию или оспаривание их политических, экономических, социальных и духовных стандартов и приоритетов, а также нанесения вреда информационной инфраструктуре каких бы то ни было государств и участия в их информационном противостоянии.
В госСМИ настало время «спецоперации» вместо войны, «киевской хунты», защиты украинцев «от издевательств и геноцида со стороны киевского режима», «демилитаризации» и «денацификации» Украины. Продолжается демонизация «коллективного Запада». Сегодня нарративы беларусской и российской пропаганды практически невозможно различить. Беларусская пропаганда стала дублером российской. На ленте государственного информагентства «БелТА», значительная часть материалов – перепечатки российских РИА «Новости» и ТАСС. Можно всерьез говорить об информационной оккупации. Беларусская пропаганда давно и с треском проиграла российской.
И если даже оставить за скобками опасность пропаганды для психологического здоровья общества как таковой, то потеря информационного суверенитета – опасная вещь. Кто знает, как ляжет карта, и какие нарративы кремлевские кураторы захотят продвигать в Беларуси завтра? Сегодняшние тезисы о союзных отношениях, о том, что беларусы и россияне – «один народ», и о «поддержке до конца» быстро могут, как в свое время в ситуации с Украиной, превратиться в «недогосударство» и в «ошибочно переданные территории». А дальше «Россия была ограблена» со всеми вытекающими отсюда последствиями. И что противопоставить? Даже российские каналы в Беларуси отключать бесполезно, поскольку со своих льется та же самая ересь.
Надежд на то, что беларусская пропаганда изобретет что-то свое, очень мало. По форме может и слижут что-то у российских кураторов. А вот по сути вряд ли что изменится. От «беларусской» там давно осталась разве что территориальная принадлежность. Контроль над собственным информационным пространством фактически утерян. И тут самое время снова процитировать Александра Лукашенко: «Мы должны защитить наших людей. Вопрос, как».
Лукашенко уверен в том, что контролирует своих пропагандистов. И не сомневается в том, что по его команде они развернут жерла своих орудий в указанную сторону. Но опасность в том, что российская промывка мозгов уже вовсю идет. И в момент икс разворачивать пушки будет уже просто некому. Ведь битву российским нарративам беларусские пропагандисты уже проиграли.
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: