Плюсы и минусы параллельного импорта

Беларусь планирует ввести механизм параллельного импорта. Министерство антимонопольного регулирования и торговли обсудило с бизнесом перечень товаров, которые смогут ввозиться в страну без согласия правообладателя. По словам первого вице-премьера Николая Снопкова, уже разработан соответствующий законопроект.

Параллельный импорт позволяет ввозить в страну и продавать товары в обход запретов со стороны производителей — продукцию можно ввозить без разрешения от правообладателя, производителя или официального дилера. Продукцию импортируют не через аккредитованного дистрибутора, а с помощью альтернативных каналов. Стоит отметить, что речь не идет о контрафактной продукции – товары должны быть легально введены в оборот в стране, откуда осуществляется импорт.

Параллельный импорт был разрешен в России после того, как ряд западных компаний решили уйти с рынка этой страны из-за начатой Москвой войны против Украины. В ответ на это 29 марта было подписано постановление правительства РФ о легализации запрещенного прежде параллельного импорта. А 6 мая опубликован перечень товаров для параллельного импорта, в который вошли более 50 категорий. В него попали и товары, необходимые для промышленного производства, и продукция, предназначенная непосредственно для потребителей.

Можно предположить, что беларусский перечень разрешенных к параллельному импорту товаров будет копировать российский. Или окажется близким к нему. По крайней мере, отечественный и российский перечень продукции, вывоз которой ограничен, совпадают один в один.

В перечне разрешенных к параллельному импорту товаров российского Минпромторга присутствуют железнодорожные локомотивы и подвижной состав, трамваи, устройства и оборудование для железных дорог, химическая продукция, резина, пластмасса и изделия из них, бумага и картон, взрывчатые вещества и многое другое. Широко представлены автомобили разных марок и запчасти к ним – Tesla, Toyota, Land Rover, Renault и многие другие. Есть даже Hummer, Rolls-Royce и Bugatti. Присутствует и бытовая техника таких брендов, как Electrolux, Siemens, Dyson и Philips, смартфоны, компьютерная техника таких производителей, как Apple, Asus, HP, GoPro, Panasonic, Samsung, Nokia, Sony, Intel, Dell, LG, Toshiba. Перечень включает фармацевтическую продукцию, прокладки гигиенические и медицинские, подгузники, косметические средства – духи, шампуни, косметику, дезодоранты и прочее. Интересно, что в перечень товаров, разрешенных для параллельного импорта, не вошли некоторые популярные бренды — например, марки Garnier, L’Oreal, Yves Saint Laurent, Maybelline и ряд других.

Впрочем, глава Минпромторга РФ Денис Мантуров говорил, что министерство готово к оперативной корректировке списка подпадающих под параллельный импорт брендов в зависимости от решения компаний о продолжении или прекращении работы в России.

При этом «параллельный» ввоз одежды, головных уборов, обуви, тканей, меха и кожаных изделий разрешен без ограничений по брендам.

Как работает схема с параллельным импортом? Все довольно просто – если производитель отказывается продать свою продукцию компании из Беларуси или России, его может приобрести компания из третьей страны. А затем переправить конечному покупателю.

Российские эксперты предполагают, что основными путями для закупки параллельного импорта станут Турция, Китай и некоторые страны СНГ – например, Казахстан, Армения, Узбекистан.

Нужно оговориться, что речь далеко не всегда идет об обходе санкций. Многие из перечисленных групп товаров под санкции не попадают. Просто владельцы этих брендов не хотят, чтобы их продукция реализовывалась в Беларуси и России, исходя из моральных соображений.

В России решение узаконить параллельный импорт мотивируют удовлетворением потребительского спроса, наполнением рынка товарами, что, свою очередь, сдержит рост цен. То есть заботой о собственном покупателе и производителях. Не будем забывать, что глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина еще в апреле рассказывала о возникших больших проблемах с пуговицами и реактивами для бумаги.

У параллельного импорта есть и минусы. Главные из них – отсутствие гарантийного и послегарантийного обслуживания и рост цен.

При параллельном импорте покупатель лишен возможности прийти в дилерский центр и отремонтировать или заменить неисправное изделие. Например, некоторые российские компании, продающие поступившие в страну в рамках параллельного импорта автомобили, готовы предоставлять гарантию на них только за отдельную плату. В противном случае покупатели могут приобрести автомобиль без гарантийного обслуживания.

Ну а цена товара неизбежно вырастет за счет того, что ввозить продукцию придется через третьи страны. То есть в цепочке поставок возникают дополнительные посредники, которые будут закладывать свою прибыль в стоимость.

К тому же схема действует только в случае поставок простого оборудования. А вот российские IT-компании уже столкнулись с проблемами. Как рассказал «Российской газете» директор по продуктовой стратегии «Группы Т1» Сергей Иванов, отрасль пока не понимает, как работать с параллельным импортом. По его словам, найти нужное оборудование в третьих странах и ввезти его в Россию возможно, однако при настройке устройств необходима верификация конечного пользователя. Она сразу раскрывает производителю всю цепочку поставщиков и весь спектр нарушений требований правообладателей и создателей техники.

Могут возникнуть и риски с определенными брендами – например, российская компания «М-Видео» не закупает продукцию Apple из-за риска блокировки устройств на территории России, поскольку производитель отслеживает оптовые партии товаров, и устройства, предназначенные для других регионов, могут не заработать в другой стране. Есть и другие нюансы: например, отсутствие русского или беларусского интерфейса или способность гаджета поддерживать частоты вашего мобильного оператора. Так что сложностей с параллельным импортом тоже возникнет немало.

И Россия, и Беларусь входят в ЕАЭС. Как пишет «Коммерсантъ», в 2018 году страны ЕАЭС отказались от идеи легализации параллельного импорта в союзе в пользу «гибридного» режима — он предусматривал разрешение ввоза товаров без согласия правообладателя не повсеместно в ЕАЭС, а в отдельных странах и на отдельные позиции товарной номенклатуры. При этом вопрос наказания за ввоз параллельного импорта остается в ведении национальных правительств. Однако сейчас вопрос утверждения исключений обсуждается и на площадке ЕАЭС — по данным издания, страны уже выразили готовность поддержать это предложение.

Параллельный импорт позволит насытить рынок различными товарами, что даст потребителю возможность выбора. Производителям – получить некоторые недостающие комплектующие и оборудование. Но нужно понимать, что речь идет о достаточно простом оборудовании и группах товаров. Ввести сложную технику и технологии вряд ли будет возможно. Да и о больших партиях товаров речи не идет: трудно будет купить в какой-либо стране за раз миллион ноутбуков или планшетов, чтобы насытить российский рынок. С беларусским будет проще – объемы тут значительно меньше. Остается лишь моральная сторона вопроса – мнение правообладателя товарного знака. Но в непростые времена власти пускают мораль «под нож», не особо задумываясь о проблемах этики.

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!