Украинские беды и беларусские силы спецопераций

Главное
Фото: Минобороны Беларуси

Ситуация на фронтах российско-украинской войны обостряется. Украина оказалась в непростом положении: на востоке российские войска наступают, наносят мощные артиллерийские и ракетно-бомбовые удары. Украинская сторона признает, что Россия имеет преимущество в технике и живой силе. Чтобы сдерживать российские части, ВСУ нуждается в тяжелом вооружении от стран-партнеров, прежде всего в артиллерии. Советник Офиса президента Украины Алексей Арестович предрекает тяжелые месяцы для своей страны и вновь заявляет о возможном нападении с севера. А Александр Лукашенко проводит совещание по военной безопасности в Минобороны.

Советник Офиса президента Украины констатировал, что российская армия восстановила свою боеспособность быстрее, чем ВСУ. «Ситуация на фронте может ухудшаться, возможны и окружение, и оставление населенных пунктов, возможные потери», — сказал Арестович в эфире программы «Фейгин Live». Сохраняется опасность «котла» для украинских частей под Северодонецком.

«Мы проиграли российской армии по темпам. Они накопили резервы раньше, чем мы. Мы отстаем, что делает ситуацию на фронте крайне тяжелой. Поэтому возможно возвращение российской армии на север нашей страны и усиление давления по линии Херсон — Запорожье», – заявил Арестович. Руководство Украины видит опасность и в том, что российские войска вновь начнут атаковать север страны и двинутся в направлении Сум, Чернигова и Киева.

По мнению Алексея Арестовича, успех российской армии во многом обусловлен задержками с поставками Украине тяжелого вооружения. Он отметил, что если США и ряд других государств выполняют свои обещания, то ряд стран, например Германия, так и не поставила ВСУ обещанную технику.

И дело, по его словам, вовсе не в бюрократических проволочках, а в расколе в рядах ЕС. Ряд европейских государств – Италия, Венгрия, Кипр – выступают за «мирные переговоры и немедленное прекращение огня». Такое положение они считают необходимым внести в текст заключительного заявления саммита Евросоюза, который намечен на 30-31 мая. Таким образом, как отмечает Reuters, они противопоставили себя другим странам ЕС, которые намерены занять жесткую линию в отношении Москвы.

Арестович считает, что таким образом «старая Европа» – Германия, Франция и примкнувшие к ним Италия с Венгрией, противостоят возможному появлению нового сильного блока, в который могут объединиться Украина, Польша и некоторые другие страны. Поэтому они выступают против поражения России в этой войне, надеясь договориться с Путиным. Немаловажны и бизнес-интересы ряда государств и крупных компаний, которые тоже ратуют за скорейшее окончание войны на любых условиях.

Есть и другая точка зрения, согласно которой Запад поставляет Украине ровно столько оружия, сколько ей требуется для сдерживания российских войск. Западные политики могут опасаться, что, освободив оккупированные россиянами Херсон и Мариуполь, украинская армия двинется дальше, чтобы освобождать оккупированный Крым. А это может стать «красной линией» для Кремля, который расценит атаку как перенос боевых действий на территорию России и, с большой долей вероятности, применит ядерное оружие. Причем не только против Украины, но и против стран, которые помогают ей. Что приведет к началу Третьей мировой. Запад не может не рассматривать возможность и такого развития событий.

Об этом в своем выступлении на Всемирном экономическом форуме в Давосе говорил и бывший госсекретарь США Генри Киссинджер. Он полагает, что Запад должен повлиять на Украину для возобновления мирных переговоров с Москвой. Даже если Киеву придется по их результатам пойти на ряд уступок. И если мирные переговоры не возобновятся в течение двух месяцев, то военные действия, по мнению гуру в мире политики, могут распространиться на весь европейский континент. Киссинджера охотно поддержал пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков, заявивший, что Россия ждет от Украины принятия ее требований и осознания реально сложившейся ситуации.

Президент Украины Владимир Зеленский идею Киссинджера отверг. Хотя и констатировал, что Запад по-прежнему разделен по вопросу о степени поддержки Украины. В своем видеообращении он отметил, что мир «оказался не готов к украинской смелости». И, «что бы ни делала страна-агрессор Россия, находится кто-то, кто говорит: давайте учтем ее интересы».

Раскол в рядах союзников усложняет положение Украины. Ей придется либо пойти на компромиссы в переговорах с Кремлем, либо, если тяжелое вооружение и впредь будет поставляться в недостаточном количестве, вести долгую, возможно, многолетнюю войну с российской армией.

Ну а Россия, вдохновившись успехами на востоке Украины, действительно может подумать о возвращении к планам захвата Киева. И тут на повестке дня снова оказывается вопрос Беларуси.

По данным оперативной информации Министерства обороны Украины, «на Волынском и Полесском направлениях с личным составом воинских частей вооруженных сил Республики Беларусь проводятся командно-штабные и мобилизационные тренировки. Сохраняется вероятность ракетных и авиационных ударов с территории этой страны».

А по словам Алексея Арестовича, в России снова заговорили о возможном участии беларусской армии в военных действиях в Украине в случае серьезного успеха российских военных на востоке. Он полагает, что возвращается ситуация середины марта, когда в Украине гадали, «откуда из Беларуси готовится нападение».

На фоне вчерашних заявлений Арестовича ожидать сегодняшнего совещания по военной безопасности в Министерстве обороны с участием Лукашенко можно было с определенной долей тревоги. Однако, судя по официальной информации, вопросы там обсуждались будничные.

По итогам встречи министр обороны Виктор Хренин заявил, что Беларусь будет делать ставку на развитие сил спецопераций. Важность мобильных подразделений подчеркнул и Лукашенко, в очередной раз сославшись на опыт российско-украинской войны и косвенно похвалив таким образом ВСУ.

Ну а главным противником снова были названы США и НАТО, которые «под прикрытием оборонительной тематики этих маневров отрабатывают вопросы переброски войск из Америки, Западной Европы, создания и применения группировок». И, «по сути, это разведка и освоение возможного в будущем театра военных действий».

Лукашенко отметил, что военное давление будет оказываться через Польшу, Литву, Латвию за счет имеющихся там войск НАТО, а также за счет эскалации боевых действий в Украине. Судя по его риторике, он продолжает убеждать Москву в важности охраны западных рубежей от сил Альянса. И не особо стремится в полную силу поучаствовать в российско-украинском противостоянии.

Вполне может быть, что и Владимир Путин не прекратил попыток еще глубже втянуть Беларусь в этот конфликт. Вероятность такого сценария будет актуальна до тех пор, пока ведутся активные военные действия. Однако трудно сделать вывод о готовности беларусских властей пойти на этот шаг только на основе заявлений Арестовича. В современных войнах информационная составляющая играет важную роль. Не исключено, что многое, о чем говорит Арестович, адресовано союзникам Украины, а не ее противникам. Угроза удара с севера может привести к большим проблемам для ВСУ. И этот фактор может склонить европейских политиков действовать активнее в вопросах поставок вооружений.

В любом случае беларусский фактор уже работает на Россию, вынуждая Украину держать часть столь необходимых ей войск на северной границе. А сегодняшнее заявление Лукашенко о создании Южного оперативного командования лишь подливает масла в огонь. Хотя, возможно, этим беларусское участие на сегодняшний день и ограничится.

Впрочем, нельзя исключать и упреждающего удара с территории Беларуси, чтобы опередить Польшу, которая могла бы помочь Украине «прикрыть» север. По крайней мере, глава Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин заявлял о якобы существующих планах США и Польши разместить в Украине миротворческий контингент.

Впрочем, успехи или неудачи российского наступления на Донбассе могут существенно повлиять на эти расклады. Можно допустить, что чем меньше будет у России возможностей достичь своих целей в Украине, тем ниже вероятность участия беларусской армии в конфликте. Если Украина явно будет терпеть поражение, Лукашенко может и захотеть принять участие в «дележе пирога». А вот поддерживать заведомо проигрывающую Россию он вряд ли будет стремиться.

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

REFORM.news (ранее REFORM.by)

Последние новости




Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: