Беларусские предприятия из-за санкций потеряли многих поставщиков, однако не остановились. Об этом заявил в «Главном эфире» беларусского телевидения замминистра промышленности Дмитрий Харитончик.
«Это все-таки процесс постоянный. Где-то позиции какие-то выпадают, где-то мы находим других поставщиков, альтернативных поставщиков. Потому, что нет такого, что чего-то нет и все — на этом завод стоит. У нас на сегодняшний день ни один завод не стоит», — сказал он.
По его словам, «выпавших» позиций хватает. Беларусские заводы остались без некоторых видов шестерен.
«Начиная от различных видов шестерен. Но это не значит, что если их нет — то мы стоим. Есть всегда альтернативные поставщики. Но тут вопрос тоже конкуренции, насколько схемы поставок, цена нового изделия влияет на цену конечного продукта. Все-таки мы понимаем, что нельзя допустить существенного роста цен на наш продукт. В любом случае он должен остаться конкурентоспособным», — сказал замминистра.
Харитончик отметил, что проблемы замещения импорта Беларусь и Россия собираются решать совместно. Уже создали рабочие группы по каждому из направлений промышленности. Определяются позиции, которые надо будет заместить в ближайшее время.
«Определить эти компетенции, кто за что возьмется, кто и что будет производить, чтобы обеспечивать потребности наших государств. Чтобы заводы друг с другом уже более предметно смогли обсудить позиции, которые можно быстро заместить. Наши различные поставщики автокомпонентов уже эту работу активно проводят, и есть определенные наработки, контракты на поставку деталей», — пояснил Харитончик.
Вторая категория позиций — комплектующие, которые требуют для замещения несколько месяцев: предстоит согласовать технические условия, изготовить опытные образцы. По некоторым деталям этот процесс занимает 6-7 месяцев.
«Третье направление — более глобальное, если можно так сказать, где требуются более существенные, значительные инвестиции. Мы должны четко определить и понять, для какого завода мы должны развивать какие мощности, для какой продукции. Предварительно мы уже сформировали ряд инвестиционных проектов. Сейчас ведется работа, какое нужно оборудование, сколько оно будет стоить, что это будет за оборудование и так далее. Уже ведется работа по формированию, по сути, бизнес-планов», — сказал Харитончик.
В Беларуси Минпром уже сформировал портфель проектов на сумму более миллиарда долларов. Сейчас ищут источники финансирования. Среди проектов он упомянул инвестиции «Амкодора» и МТЗ.
«У нас есть холдинг «Амкодор», который уже разработал как минимум три глобальных инвестиционных проекта, которые требуются уже сейчас. Ведется их отработка, поиск источника финансирования, отработка схем финансирования. Поскольку есть общая проблема с гидравликой, поэтому есть видение, есть бизнес-план по развитию этого направления в холдинге. Плюс по МТЗ есть крупный проект, в том числе с созданием литейного производства. Сейчас тоже ведется его отработка. Есть необходимость нам реализовать инвестиционный проект в сфере производства подшипников. Потому что у нас есть хорошие компетенции, опыт, но требуется еще дополнительно инвестировать в оборудование для того, чтобы увеличить линейку выпускаемого. То, что сейчас у нас пока еще мы не выпускаем», — сказал Харитончик.
Замминистра также анонсировал, что к середине года Беларусь и Россия подпишут соглашение по взаимному доступу к государственным закупкам. Фактически речь идет о единой промышленной политике.
«Мы договорились с нашими российскими коллегами о том, что необходимо нам выйти на единые правила игры и, собственно говоря, в этом задача и цель договоренностей по созданию единой промышленной политики. В итоге мы должны выйти на подписание необходимых документов, межправительственных документов, которые будут регламентировать единые принципы и подходы к определению, что же является критериями, что является, допустим, национальным продуктом ну и, соответственно, требования к закупкам за счет собственных средств, чтобы были максимально унифицированы. Не важно, какая форма закупки: с поддержкой государства, без, открытый конкурс. То есть, участвовать на равных вместе с нашими российскими коллегами, если на территории Российской Федерации. Тоже самое мы говорим и о том, что наши российские партнеры, производители продукции также смогут участвовать абсолютно на равных во всех наших конкурсах. Это обоюдная история», — пояснил он.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: