Время работает против Кремля. Лавров вспомнил Карибский кризис

Комментарий
Фото: Максим Блинов, РИА «Новости»

Ровно неделю назад министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что Россия начинает новый этап войны против Украины. За это время существенных изменений на фронте не произошло – украинская сторона сообщает о многочисленных ракетных и артиллерийских обстрелах и о безуспешных пока попытках российских войск прорвать ее оборону. Москва же сетует на отсутствие каналов связи с США, на развязанную НАТО «прокси-войну» и снова напоминает о реальной опасности ядерной Третьей мировой.

Неделя «битвы за Донбасс» не принесла российской армии ощутимых результатов. По данным Минобороны Украины, позиции украинской армии обстреливаются из минометов, ствольной артиллерии, реактивных систем залпового огня по всей линии столкновения. Боевые действия ведутся на Северодонецком, Попаснянском, Авдеевском, Кураховском и Запорожском направлениях, но значимых успехов российские войска не достигли. Бои продолжаются.

Мариуполь по-прежнему не взят. И если исходить из того, что к 9 мая Кремль хотел бы получить видимые результаты, которые можно было бы представить как промежуточную победу, то времени для этого остается все меньше. Ситуация осложняется и в связи с обещанными Украине поставками тяжелых вооружений Западом.

Это, как и отсутствие результатов, вынуждает Москву ужесточать риторику. Информационная атака ведется по двум направлениям, и сигналы направляются как внутренней, так и внешний аудиториям.

Внутренней адресованы повышение градуса страха и ненависти. Сюда можно отнести и якобы готовящиеся покушения на российских пропагандистов, и странные истории со взрывами в Приднестровье. Кроме обстрела здания Министерства государственной безопасности в Тирасполе, были выведены из строя две антенны, ретранслировавшие российское радио. В Главном управлении разведки Минобороны Украины взрывы назвали спланированной провокацией российских спецслужб, цель которой – нагнетание антиукраинских настроений. Столь разносторонние покушения на российскую пропагандистскую машину – от телеведущих до антенн – действительно очень похожи на дешевые провокации. К тому же для РФ это возможность втянуть в российско-украинскую войну и Приднестровье, которому, как и сепаратистским ЛНР и ДНР, тоже может срочно понадобиться российская «помощь».

Да и воюет теперь РФ, по мнению Кремля, не только с Украиной. Поставки в эту страну западными государствами вооружения, по словам министра Лаврова, являются «прокси-войной против России». Это тоже должно помочь объяснить российской аудитории трудности, возникшие в ходе боевых действий.

При этом поддержка Украины оружием, судя по всему, будет только возрастать. Сегодня на военной базе «Рамштайн» в Германии министры обороны 40 стран мира обсудили поставки вооружений украинской армии. По итогам встречи глава Минобороны США Ллойд Остин отметил, что Штаты намерены «свернуть горы» для укрепления обороны Украины. Министр обороны Германии Кристин Ламбрехт заявила, что Берлин дал согласие на передачу Украине зенитных самоходных комплексов «Гепард». Франция передает ВСУ самоходные пушки CAESAR, которые могут поражать цели на расстоянии 40 км, а Великобритания – зенитно-ракетные комплексы и танки Starstreak.

И Вашингтон, изначально передававший Украине только оборонительное оружие, начал переброску в эту страну тяжелого вооружения, такого как гаубицы и различная бронетехника.

Тяжелое вооружение в руках украинской армии может оказать существенное влияние на ход войны и ее итоги. Это прекрасно понимают и в Кремле, поэтому, посылая сигналы внешней аудитории, там снова достали из рукава «ядерную карту».

«Риски (ядерной войны – прим. Reform.by) весьма и весьма существенны, очень не хотелось бы, чтобы эти риски искусственно раздувались, а желающих таких немало. Опасность серьезная, она реальная, ее нельзя недооценивать», — сказал Лавров в интервью программе «Большая игра» на Первом канале российского ТВ.

Затем, сравнивая сложившуюся геополитическую ситуацию с Карибским кризисом, Лавров перешел к другим сигналам, направленным вовне.

Министр отметил, что тогда «Москве было понятно, как ведет себя Вашингтон, а Вашингтону — как ведет себя Москва». И во времена Карибского кризиса «был канал общения». А «сейчас нет такого канала, и никто не пытается его создать».

Это можно расценивать и как сигнал США снова сесть за стол переговоров и обсудить сложившееся положение. В сущности, Кремль пытается снова разыграть ту же партию, которую уже вел в прошлом году, заявляя о своих «красных линиях». Среди ключевых требований Москвы тогда были нерасширение НАТО и долгосрочные гарантии безопасности России со стороны Запада. Они же остаются актуальными и сегодня. Лавров по итогам переговоров с генсеком ООН Антониу Гутерришем заявил, что ситуация в Украине стала как раз результатом расширения Альянса.

Вполне вероятно, что в Москве хотели бы теперь вернуться к обсуждению неких договоренностей с США. В свете сложившихся обстоятельств и отсутствия успехов на фронтах российско-украинской войны для России это может быть последним шансом. Чем дольше будет идти война, тем слабее будут становиться позиции Кремля. Скажутся и санкции, и военные неудачи.

К тому же переговоры с США «через голову» Украины могли бы помочь Путину сохранить лицо. И, в случае достижения каких-то компромиссов, появляется возможность продать их своей внутренней аудитории как победу. Тем более что Украина и сама готова отказаться от вступления в НАТО, о чем стороны уже заявляли в ходе двусторонних переговоров и консультаций. Преподнести своей аудитории договор с Украиной как итог такой кровопролитной войны будет непросто, а вот договор с США – совсем другое дело. Как раз поэтому Лавров пока и сомневается в результативности переговоров с Украиной, о чем и было заявлено на встрече с Гутерришем. Россия стремится получить как можно больше из той ситуации, в которую сама себя и загнала.

Напоминание о ядерной войне в этом предложении – дополнительный аргумент отнестись к предложению серьезно.

Вопрос в том, как отнесутся к российской инициативе в США. Министр обороны США Ллойд Остин заявил, что США хотят видеть Россию ослабленной.

«Мы хотим, чтобы Россия была ослаблена до такой степени, чтобы она не могла делать то, что она сделала во время вторжения в Украину», — сказал он. Пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки позднее отметила, что заявление Остина соответствует давней цели администрации — не допустить, чтобы Москва поглотила Украину.

«Россия теряет последнюю надежду отпугнуть мир от поддержки Украины. Отсюда разговоры о «реальной» опасности Третьей мировой. Это только означает, что Москва ощущает поражение в Украине», – считает и глава украинского МИД Дмитрий Кулеба.

До начала войны многие эксперты полагали, что Украина не сможет противостоять России больше нескольких дней. Но боевые действия ведутся уже больше двух месяцев. За это время российская армия потерпела несколько поражений, не смогла взять Киев, Чернигов, Сумы. Россия уже вынуждена умерить свои амбиции, проиграв первую фазу своей «спецоперации». Каждый новый день войны будет лишь ослаблять российские позиции. И на Западе это прекрасно понимают. И вряд ли США сегодня пойдут на сепаратные переговоры за украинскими спинами. Рано или поздно Кремлю придется договариваться с Украиной.

Впрочем, и сам Лавров в той же программе «Большая игра» признал, что война в Украине закончится договором. И параметры этого договора будут зависеть от стадии, на которой конфликт будет находиться в тот момент. Поэтому России приходится торопиться. Пока еще питая надежды продавить хоть какие-то из своих условий. Но время работает против Кремля.

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Последние новости


REFORM.news


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: