Российские ракеты. Первородный грех новой Конституции

Главное
Ракетный комплекс «Ярс». Фото: Минобороны РФ

Александр Лукашенко подписал решение референдума. Новая Конституция Беларуси должна вступить в силу 15 марта. И некоторые ее статьи сразу же вступят в противоречие с тем, что сегодня происходит в нашей стране.

По словам Лукашенко, обновленная Конституция позволяет смотреть в будущее. И что же там, в этом будущем?

Через несколько дней после начала войны в Украине Лукашенко признал, что ракеты по украинским позициям запускались из Беларуси. Тогда он назвал это вынужденным шагом.

Однако в новой редакции Основного закона часть вторая статьи 18 изложена в следующей редакции: «Республика Беларусь исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств».

То есть формально с 15 марта нанесение ударов по Украине с территории Беларуси противоречит Конституции нашей страны. Равно как и вторжение российских вооруженных сил в Украину из Беларуси.

Как официальный Минск собирается решать этот юридический казус, пока не очень понятно. Можно, конечно, надеяться, что до 15 марта война в Украине закончится и проблема отпадет сама собой. Однако ход военной операции и очевидный уже факт того, что по истечении восьми дней российская армия не достигла поставленных целей, не позволяет всерьез рассчитывать на такой благоприятный для беларусских властей исход.

Как быть дальше – вопрос открытый. Россия, по всей вероятности, старается втянуть Беларусь в войну и вынудить Лукашенко отдать приказ о вводе в Украину беларусских войск. Путин остался в этой войне в одиночестве. Даже ближайшие союзники по ОДКБ и ЕАЭС либо откровенно дистанцируются от российской агрессии, как это сделал Казахстан, либо надеются отмолчаться.

При голосовании в ООН по резолюции с осуждением агрессии России против Украины все ближайшие российские союзники – Армения, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан – решили воздержаться. Узбекистан участия в голосовании не принимал. Власти этой страны предпочли, чтобы постоянный представитель страны при ООН Бахтиёр Ибрагимов в этот момент находился в Ташкенте. Россию не поддержал никто, кроме Беларуси, КНДР, Сирии и Эритреи.

Желания оставаться вместе с экономически тонущей Россией у постсоветских государств вскоре может стать еще меньше. Основатель Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) Дрю Салливан считает, что санкции Запада должны затронуть страны, входящие в Евразийский экономический союз.

«В ЕАЭС входят Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Армения. Фактически, это зона свободной торговли. Товар, поступая из Китая, может попасть в Россию без оформления документов. Это дыра в санкциях. Они должны выйти из него или столкнуться с теми же санкциями, что и Россия», – полагает Салливан.

Если эта несложная мысль придет в голову не только Салливану, но и политикам ЕС и США, то союзники России по ЕЭАС могут столкнуться с серьезным давлением. А его результатом может стать все, что угодно – вплоть до бегства этих государств из созданных РФ экономических и военных союзов.

Кроме практически никем не признанных Абхазии, Осетии, ЛНР и ДНР, толку с которых, прямо скажем, немного, у России в качестве политической поддержки остается только Беларусь. Но важен и военный аспект: РФ явно начинает завязать в украинской войне. Помощь боеспособных частей беларусской армии могла бы оказаться очень кстати.

Да и в целом идти ко дну одному Владимиру Путину вряд ли захочется. За собой он постарается утащить максимум участников европейского конфликта.

Минск явно находится под страшным давлением. И в этой непростой ситуации пытается убедить внешнюю и внутреннюю аудитории в том, что беларусская армия все же не намерена участвовать в войне в Украине.

«Как бы ни пытались сегодня отдельные силы, вы их знаете, втянуть нас в боевые действия на территории Украины, у вас нет оснований для беспокойства. Еще раз хочу подчеркнуть: мы прикрываем своими силами государственную границу от Бреста до Мозыря. Беларусская армия в спецоперации никакого участия не принимала и принимать не намерена. Просто нет необходимости в этом», — сказал Лукашенко после подписания решения конституционного референдума.

А «отдельные силы» давят. И аргументы у них тоже серьезные. Понятно, что отказ в поддержке в такое сложное для РФ время несет свои риски. Понятно, что Путин не простит. И ни о какой экономической помощи Беларуси речи больше не будет. К тому же Лукашенко сам открыто заявляет, что разрушение России приведет к падению режима и в Беларуси.

«Им надо повалить эту страну мощную в военном отношении. Ну неужели вы, наивные люди, не понимаете? Если только рухнет Россия, следующими будем мы. И даже не следующими… Вместе туда пойдем», — заявил он.

Так что окно возможностей для официального Минска сегодня невероятно узкое. Настолько, что вообще не очень понятно, как в него можно протиснуться.

Разве что выгнать российские войска со своей территории до 15 марта или запретить им запуски ракет.

И как тогда быть с новой Конституцией, которую только что приняли? Остается или выполнять букву закона, или как-то «творчески его интерпретировать».

Объяснять, что атака Украины со стороны РФ не агрессия, а некие оборонительные действия, призванные сдержать НАТО? Доказывать, что «их там нет»? Или подтягивать «за уши» ОДКБ, объясняя ракетные удары тем, что агрессия в отношении одного из участников договора рассматривается как агрессия против всех членов? Но Украина на Россию не нападала. На Беларусь тоже. Конечно, можно изобрести в оправдание какие-то провокации. О риске такого развития событий уже неоднократно предупреждал украинский Генштаб. А, как показывает практика последних лет, на провокации Россия мастер.

Крайне опасно и то, что из Конституции Беларуси исключен ее безъядерный статус. Теоретически теперь Россия может разместить в Беларуси ядерное оружие. И даже нанести удар по Украине. С беларусской территории.

Опасность применения тактического ядерного оружия действительно есть. Уже очевидно, что Россия пойдет до последнего. Поражение в этой войне может привести к краху путинского режима. Российский президент ранее заявлял, что «мы как мученики попадем в рай, а они просто сдохнут». Нынешняя политика Кремля не позволяет исключить вероятность и такого сценария. Тем более, что применение тактического ядерного оружия хоть и катастрофа, но все же не конец света.

Трудно сказать, присутствуют ли подобные планы в Кремле. Но и без них размещение что тактического, что стратегического ядерного оружия в Беларуси – эскалация и без того напряженной ситуации. И новые козыри в российской колоде. Остается надеяться, что это понимают и в беларусском Генштабе, и на уровне администраторов высшего звена.

Идеальным решением для Беларуси было бы держаться как можно дальше от российско-украинской войны. Однако Минск уже позволил втянуть себя в эту катастрофу. Как выпутаться из ситуации? Как исполнять новый Основной закон? На поиск решения остается всего десять дней.

***

Мнения и оценки автора материала могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Последние новости


REFORM.news


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: