В январе США и Россия проведут переговоры по вопросам контроля над ядерными вооружениями и ситуации вокруг Украины. За этим должна последовать встреча в формате НАТО-Россия. От результатов во многом зависит будущее Беларуси. 2022 год обещает быть интересным и тревожным для всего восточноевропейского региона.
Накануне новогодних праздников состоялся телефонный разговор президентов США и России Джозефа Байдена и Владимира Путина. Как сообщили в Белом доме – по инициативе российской стороны.
Вашингтон понимает озабоченности России, хотя имеет и свои. А президент Байден готов продолжить диалог с Владимиром Путиным. Так коротко охарактеризовал итоги вчерашней беседы помощник президента России Юрий Ушаков.
2021 год не случайно завершается на ноте российско-американских отношений. В своих стремлениях восстановить Российскую империю в прежних границах как программа-максимум, или хотя бы намертво привязать к себе постсоветские государства как программа-минимум, Россия постоянно повышает ставки, провоцируя США и Европу. Нынешнюю стратегию РФ можно коротко описать так: постоянно тыкать в оппонентов палочкой, проверяя границы дозволенного. Если ответа на очередную российскую провокацию не следует, либо ответ этот в Кремле считают недостаточно жестким – значит, можно идти на новый виток.
И вот после оккупации Крыма и «донбассизации» востока Украины Кремль вновь повышает ставки, требуя признания своих «красных линий». Если говорить просто – признания права Москвы диктовать свои условия постсоветским странам, признав их российской зоной влияния.
Фактически Кремль настаивает на новой Ялтинской конференции, на которой в 1945 году были достигнуты договоренности о разделе мира между странами-победительницами. «Красные линии» России – это требование формально закрепить ее право на управление «своей» частью мира. В которую, конечно же, входят и Беларусь, и Украина, и Грузия с Молдовой.
Со стороны это выглядит как попытка российского руководства вернуть XX век с его геополитическими установками.
Россия передала США проекты документов о гарантиях нерасширения НАТО. Кремль требует от США юридически оформленного подтверждения того, что альянс остановит свое продвижение на Восток, а Украина и Грузия не будут приняты в него. Плюс НАТО не должен размещать силы в странах Центральной и Восточной Европы. Это, так сказать, публичная часть требований. Наверняка есть и «секретная» часть предлагаемой сделки – вряд ли Москва упустит шанс подписать новый протокол Молотова-Риббентропа.
Если, конечно, ей представится такая возможность.
С возможностями у современной России все гораздо хуже, чем с желаниями. Кто бы что не говорил в Москве, а санкции на поставку технологий действуют, лишь увеличивая отставание России. Во многом этим и обусловлено педалирование Кремлем переговоров с США, и угрозы разрывом отношений. Россия нынче не та, что СССР в 1945-м. Плюс с каждым годом позиции Москвы будут только ухудшаться. И это понимают не только в Кремле, но и в Вашингтоне, и в Брюсселе. Западу, в отличие от России, особо торопиться некуда. В сущности, можно было бы просто усесться на берегу в ожидании дальнейших событий. Если бы не «но».
«Но» заключается в постоянных провокациях со стороны Кремля. Это и попытки России создавать «серые регионы» у границ других государств – вспомним тут и Приднестровье, и Абхазию, и Луганск с Донецком. И нынешняя военная группировка у украинских границ.
Кстати России подвернулась и Беларусь, с ее проблемами после 2020 года. Именно такой союзник нужен сегодня Москве. Который может высказать вслух то, что самому Кремлю вроде как негоже, с территории которого можно удачно давить на ЕС миграционным кризисом, газовыми угрозами. А в случае необходимости, возможно, даже использовать эту территорию для агрессии против той же Украины. Да и вообще войну приятнее вести на чужой территории. Это нам продемонстрировал еще Петр I, не оставивший тут камня на камне во времена Северной войны.
Вот эти «но» заставляют Запад реагировать сейчас. Дальнейшие сценарии могут быть различными. Но любой из них всерьез затрагивает всю Восточную Европу. И Беларусь в первую очередь.
Нашей стране исторически не повезло оказаться рядом с таким соседом, как Россия. А вследствие действий нынешнего беларусского руководства мы оказались привязанными к исторически прогнившему российскому дредноуту. И рискуем в какой-то перспективе пойти на дно вместе с ним. Беларусь и Россия будут отвечать Западу. И это самое худшее, что могло с нами случиться.
Таковы итоги 2021 года. С начала декабря прошло уже два телефонных разговора Байдена и Путина. Переговоры готовятся. Что принесет год 2022? Это во многом зависит от жесткости позиции Запада. Если Беларусь вместе с Украиной и прочими не будет отдана на съедение России, то в средне- и долгосрочной перспективе ситуация в стране может улучшиться. Но лишь после того, как РФ станет не до Беларуси из-за своих внутренних проблем. Вариант, при котором России удастся выторговать себе постсоветские страны, представляется менее реальным. Но в этом случае перспективы нашей страны выглядят довольно удручающе.
А вот в краткосрочной перспективе хороших новостей для Беларуси нет. В ближайшие месяцы она будет бряцать оружием заодно с Кремлем. Вместе с ним демонстрируя всему миру, что XXI век наступил не для всех. Остается надеяться, что эти танцы с бубном не будут иметь для обоих плясунов совсем уж катастрофических последствий. Ждем января-2022.
С Новым годом.
***
Мнения и оценки автора материала могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.