А1. Сложный путь непростого актива

В 2007 году состоялась крупная сделка в телекоммуникационной отрасли – в Беларусь пришла Telekom Austria Group. Незадолго до этого государство продало акции «Мобильной цифровой связи» кипрской SB Telecom. Что вызвало пересуды. Однако эта история началась еще раньше — с ареста в 2003 году руководителей и акционеров крупнейшего в стране сотового оператора. Тогда-то и стартовал сложный и непрозрачный процесс смены собственников в компании, ставшей впоследствии брендом А1.

Уголовное дело в отношении руководителей «МЦС» было возбуждено 20 октября 2003 года. На следующий день семь высших руководителей компании, включая генерального директора Юрия Акимова и его заместителя Николая Юшкевича, оказались в СИЗО КГБ. Кроме них были арестованы финансовый директор, руководители таможенного и юридического отделов и несколько представителей крупнейшего акционера «МЦС» — SB Telecom. Не избежал ареста даже владелец SB Telecom Ид Самави, несвоевременно приехавший в Минск в деловое турне – писали российские «Ведомости».

Позже большая часть задержанных менеджеров была отпущена под подписку о невыезде. А следствие сосредоточилось на владельцах.

Бизнесменам было предъявлено обвинение в хищении «путем злоупотребления служебными полномочиями в особо крупных размерах». По словам тогдашнего пресс-секретаря КГБ Беларуси Александра Базанова, проведенная КГБ и Комитетом государственного контроля проверка выявила существенные таможенные нарушения при импорте телекоммуникационного оборудования. И речь шла «о сумме с шестью нолями».

СП ООО «МЦС» было создано в июле 1998 года. Работало под торговыми марками Velcom и Privet. Учредителями предприятия выступили «Белтелеком» с 0,1% уставного капитала, ЗАО «Белтехэкспорт» с 30% и кипрский оффшор Samauwi Brothers (SB) Telecom с 69,9%. Кипрская компания принадлежала бизнесменам сирийского происхождения братьям Самави.

В 2003 году беларусское государство в лице «Белтелекома» владело 0,1%. СМИ писали, что братья Самави и Юшкевич принимали непосредственное участие в формировании уставного фонда МЦС. В 1998 — 1999 годах компания SB Telecom внесла в виде денежного вклада 2,387 млн долларов и еще 4,603 млн долларов в виде оборудования. «Белтехэкспорт» приобрел 30% МЦС за 3 млн долларов. А «Белтелеком», который планировали сделать главным акционером компании, почему-то ограничился внесением 10 тыс. долларов.

По странному стечению обстоятельств всего за неделю до ареста руководства «МЦС» Совет министров Беларуси заявил, что в двухмесячный срок рассмотрит вопрос об увеличении доли государства в этой компании.

Владельцем одного из учредителей, компании по продаже вооружения «Белтехэкспорт», был бизнесмен Владимир Пефтиев. О нюансах этой истории российскому изданию «Огонёк» впоследствии рассказал Вячеслав Дудкин, руководивший в то время антикоррупционным подразделением МВД Беларуси.

«Обстоятельства этого скандального уголовного дела до сих пор известны лишь в узких кругах. Если кратко, то главные учредители СП «ООО «МЦС» — беларусский спецэкспортер «Белтехэкспорт» и зарегистрированная на Кипре компания SB Telekom — при инвестировании в беларусскую экономику умудрились уклониться от уплаты в бюджет налогов и таможенных платежей. Это и послужило основанием для уголовного преследования виновных, в том числе заключения под стражу руководителей компании «МЦС», а также оказавшегося в то время в Беларуси хозяина SB Telekom Ида Самави. Владимир Пефтиев чудом избежал ареста, успев выехать из страны. Самави, оказавшись в беларусском СИЗО, мгновенно «раскаялся» и, не раздумывая, обменял свободу на крупный пакет акций компании «МЦС», — говорил Дудкин.

Так или нет, но согласно постановлению Совмина от 14.05.2004 №566 «О принятии в собственность Республики Беларусь частей долей в уставном фонде совместного беларусско-кипрского предприятия общества с ограниченной ответственностью «Мобильная цифровая связь», учредители компании безвозмездно передали государству свои доли в уставном фонде общей стоимостью более 3 млн долларов. Как писала «Экономическая газета», SB Telecom передал государству 20,9% своего уставного фонда на сумму 2 млн долларов, ЗАО «Белтехэкспорт» — 10% на сумму 1 млн долларов.

А летом 2007 года беларусское государство продало свою долю акций в СП ООО «МЦС», работавшей под брендом Velcom… обратно SB Telecom.

Детали сделки отказались комментировать как Министерство связи, так и сам оператор, и кипрский покупатель.

В условиях полного информационного вакуума, о сумме сделки можно только предполагать, писал тогда интернет-ресурс «Беларусские новости». Но накануне, в апреле того же года, на пресс-конференции для руководителей беларусских СМИ Александр Лукашенко говорил о том, что думает над предложением о продаже доли государства в Velcom. За которую, по его словам, было предложено 300-400 млн долларов.

«Поэтому я тоже думаю — почему бы не продать этот пакет акций. Да, это кому-то будет выгодно, но нам — супервыгодно! Тут есть над чем подумать…», — сказал тогда Лукашенко, добавив, что, поторговавшись, можно будет получить и 500 млн.

Впрочем, некоторые эксперты считали даже полмиллиарда долларов за госпакет акций Velcom заниженной ценой. В 2007 году компания уже насчитывала 2,7 млн абонентов. А зона действия сети Velcom охватывала более 83% территории страны, на которой проживало свыше 95% населения Беларуси.

Сам Ид Самави говорил, что вопрос о стоимости приобретенных акций «подпадает под раздел конфиденциальности соглашения, которое было заключено с беларусским правительством».

«Тем не менее будьте уверены в том, что вы обнаружите абсолютно адекватную цену за тот пакет, который был продан государством», — цитировали беларусские СМИ заверения бизнесмена.

О сумме сделки в СМИ было немало спекуляций. Диапазон назывался довольно большой – источник российской газеты «Ведомостей» говорил о почти 2 млрд долларов, источник беларусского издания «БелГазета» — об 1 миллиарде.

Как отмечали тогда «Беларусские новости», SB Telecom — загадка для беларусской экономики. Зарегистрирована компания на Кипре с офисом в Никосии, но корнями уходит в Сирию. Кроме рынка мобильной связи, интерес братьев Самави в Беларуси распространялся на гостиничный бизнес, производство стройматериалов, в частности, цемента. В конце мая на встрече в Минске Александр Лукашенко и Ид Самави говорили о заинтересованности SB Telecom в строительстве в столице высококлассной гостиницы и об участии в реконструкции беларусских цементных заводов.

Впрочем, уже в июле 2007 года Лукашенко заявил, что с заводами государство намерено справиться своими силами.

По мнению некоторых журналистов, госпакет акций Velcom мог стать своего рода компенсацией за сорвавшиеся проекты. А, может быть, и за моральный ущерб четырехлетней давности, когда Ид Самави провел некоторое время в СИЗО КГБ.

Уже тогда ряд экспертов предполагали, что продажа госпакета акций компании SB Telecom — это лишь первый этап по смене владельца мобильного оператора. А контроль кипрской компанией понадобился для того, чтобы выгодно перепродать беларусского мобильного оператора другой крупной структуре.

«Сама по себе сделка по продаже госпакета акций Velcom, скорее всего, — результат лоббистских действий определенной группы беларусских чиновников», – так комментировал продажу госпакета акции Velcom руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико.

Так компания «МЦС» стала иностранным частным унитарным предприятием.

А уже 3 октября 2007 года австрийская Telekom Austria Group подписала договор о покупке 70% активов компании «МЦС».

На покупку Velcom якобы претендовал и российский оператор «Вымпелком». Однако актив в результате достался австрийцам, поскольку сделка с российской компанией, по слухам, не была одобрена высшим руководством Беларуси.

Как сообщали СМИ, покупка обошлась Telekom Austria в 702 млн евро, или в 1 млрд долларов. Посредником сделки выступил австрийский бизнесмен Мартин Шлафф, владеющий 15% активами SB Telecom.

Аналитик венского UniCredit Альфред Райзенбергер отмечал, что цена «очень низка» по сравнению с другими приобретениями в телекоммуникационной отрасли. Райзенбергер в интервью Bloomberg не мог поверить, что «они намерены заплатить так мало. Это очень хорошая цена».

При этом эксперты обращали внимание на то, что, что Telekom Austria приобрела эффективное предприятие, которое работает с более высокой рентабельностью, чем сам австрийский гигант. В 2006 году маржа по EBITDA беларусского оператора составила 60,5%, у Telekom Austria — 40,1%.

Глава Telekom Austria Борис Немзич подтвердил агентству APA сведения о том, что до четвертого квартала 2010 года доли компании SB Telecom будут распределяться следующим образом: 70% — Telekom Austria, 15% — Мартин Шлафф и 15% — Ид Самави.

Немзич не стал скрывать, что сохранение в составе акционеров SB Telecom Самави и Шлаффа обеспечит преемственность взаимоотношений с беларусскими властями. А к 2010 году, после достижения определенных показателей, Telekom Austria приобретет оставшуюся долю.

Выступивший посредником в сделке австрийский бизнесмен Мартин Шлафф – довольно интересная фигура. Например, СМИ писали, что он в свое время сотрудничал с немецкой секретной полицией «Штази».

Подготовка к перепродаже беларусской телекоммуникационной компании Telecom Austria считается одной из крупнейших бизнес-операций Шлаффа, считали австрийские журналисты.

В 2012 году в ряде австрийских изданий появилась информация о том, что прокуратура Австрии расследует деятельность Мартина Шлаффа, который через компанию Telekom Austria приобрел в Беларуси оператора мобильной связи «МЦС». Всплывало имя Шлаффа в СМИ и в связи с публикацией так называемого «архива Пандоры» – опубликованых Международным консорциумом журналистов-расследователей ICIJ документов о причастности ряда мировых лидеров к оффшорным схемам.

Фигурировал Шлафф и в скандальной книге Кэтрин Белтон «Люди Путина: как КГБ вернул себе Россию и завоевывает Запад».

Впрочем, про информации СМИ, в 2010 году Telekom Austria приобрел оставшиеся 30% у Шлаффа и Самави. Стоимость пакета составила 320 млн евро.

Экс-вице-президент США и лауреат Нобелевской премии мира 2007 года Альберт Гор назвал выход австрийской компании Telekom Austria на беларусский рынок «вирусом свободы».

«Общение, коммуникация дает возможность развиваться демократии, помогает нам решать одни из самых серьезных сегодняшних проблем в мире», — заявил по этому поводу американский политик. Что ж, политик ошибся: Telekom Austria сначала под брендом Velcom, потом А1 работает в Беларуси уже 14 лет. Демократии больше не стало.

Глава Telekom Austria Борис Немзич в 2007 году заявлял, что «приобретение второго по величине мобильного оператора на рынке Беларуси является отличным примером отличной приватизации».

Возможно, и так. А возможно, примером приобретения непростого актива, который неизвестно как еще аукнется австрийской компании. Уже ждущей проверки ОАЦ, терпящей арест своего пресс-секретаря и снимающей со своего сайта заявление в его поддержку.

***

Мнения и оценки авторов материала могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!