Международный консорциум журналистов-расследователей ICIJ опубликовал «архив Пандоры», в котором говорится о причастности ряда мировых лидеров к офшорным схемам. 138 компаний из списка связаны с гражданами Беларуси. Всего в базе более 27 000 компаний.
Авторы заявляют, что данное расследование «масштабнее и глобальнее» обнародованных в 2016-м «Панамских документов», которые повлекли за собой серьезные последствия. Они утверждают, что «архив Пандоры» показывает, что офшорная денежная машина работает во всех уголках планеты, включая крупнейшие демократии мира.
Заявляется, что нынешнее расследование раскрывает финансовые секреты 35 нынешних и бывших мировых лидеров, более 330 политиков и государственных чиновников в 91 стране и территории, а также ряда беглецов, аферистов и убийц по всему миру.
Секретные документы раскрывают офшорные сделки короля Иордании, президентов Украины, Кении и Эквадора, чешского премьер-министра Андрея Бабиша и экс-премьера Великобритании Тони Блэра, в них описывается финансовая деятельность президента РФ Владимира Путина и более 130 миллиардеров из России, США, Турции и других стран, заявляют журналисты.
Над расследованием работали более 600 журналистов из 150 СМИ, было получено более 11,9 миллионов конфиденциальных файлов. Такая команда была необходима, поскольку 14 офшорных провайдеров, которые являются источниками утечки документов, имеют штаб-квартиры по всему миру. Они создают подставные компании и другие офшорные убежища для клиентов, которые часто стремятся сохранить свою финансовую деятельность в тени.
Просочившиеся записи показывают, что многие влиятельные игроки, которые могут помочь положить конец офшорной системе, вместо этого извлекают из нее выгоду и прячут активы в тайных компаниях и трастах, пишут авторы.
Анализ секретных документов ICIJ выявил в офшорных зонах 956 компаний, связанных с 336 высокопоставленными политиками и государственными чиновниками.
Расследование разоблачает тайных владельцев офшорных компаний, анонимных банковских счетов, частных самолетов, яхт, особняков, произведений искусства авторства Пикассо, Бэнкси и других мастеров.
Фигурант «архива» — премьер-министр Чехии Андрей Бабиш, один из самых богатых людей своей страны. Он пришел к власти, пообещав бороться с уклонением от уплаты налогов и коррупцией. В 2011 году, когда он стал более активно участвовать в политике, Бабиш сказал избирателям, что хочет создать страну, «где предприниматели будут заниматься бизнесом и будут рады платить налоги».
Согласно расследованию, в 2009 году Бабиш перевел 22 миллиона долларов в ряд офшорных компаний, чтобы купить обширную собственность в деревне недалеко от Канн. При этом, по полученным документам, в декларациях эти компании и особняк Бабиш не указал. На запросы о комментариях он не ответил.
Выступавший против уклонения от уплаты налогов бывший премьер Великобритании Тони Блэр вместе с женой Шери в 2017 году стал владельцем викторианского здания за 8,8 миллиона долларов, приобретя офшорную компанию, занимавшуюся недвижимостью. Согласно информации «архива», она была куплена у семьи министра промышленности и туризма Бахрейна Зайеда бен Рашида Аз-Заяни. Купив акции компании вместо здания, Блэры воспользовались юридическим соглашением, которое избавило их от необходимости платить более 400 тысяч долларов в виде налога на имущество. Блэры и аз-Заяни заявили, что изначально не знали о причастности друг друга к сделке, а Шери Блэр утвержадет, что ее муж не участвовал в сделке.
В «архиве Пандоры» нашлись сведения о 4,5 тысячах бенефициарах из России. Один из россиян, фигурирующий в нем, связанный с Путиным, — это гендиректор «ОРТ/Первого канала» Константин Эрнст. Согласно документам, Эрнст получил шанс участвовать в прибыльной возможности вскоре после проведения церемоний открытия и закрытия зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи, создав зрелище, которое повысило репутацию Путина как внутри страны, так и за ее пределами. Утверждается, что он стал «молчаливым партнером» , скрытым за слоями офшорных компаний, в финансируемом государством приватизационном контракте — сделке по покупке десятков кинотеатров и другой собственности в Москве. Утечка данных показывает, что к 2019 году стоимость личной доли Эрнста в владении недвижимостью превысила 140 миллионов долларов. Эрнст сказал ICIJ, что он «никогда не скрывал» своего участия в сделке по приватизации и что сделка не была компенсацией за его работу во время Олимпийских игр 2014 года.
«Я не совершал никаких противоправных действий», — сказал он.
В большинстве стран не запрещено иметь активы в офшоре или использовать подставные компании для ведения бизнеса через национальные границы. Бизнесмены, работающие на международном уровне, говорят, что им нужны офшорные компании для ведения своих финансовых дел. Однако авторы отмечают, что часто это сводится к переводу прибыли из стран с высокими налогами, где они зарабатываются, компаниям, которые существуют только на бумаге в юрисдикциях с низкими налогами. Использование офшорных убежищ вызывает особые споры у политических деятелей, поскольку их можно использовать для того, чтобы скрыть от общественности политически непопулярную или даже незаконную деятельность.
Авторы поясняют, что согласно схемам, за несколько сотен или тысяч долларов офшорные провайдеры могут помочь клиентам создать компанию, настоящие владельцы которой остаются скрытыми. Либо за 2–25 тысяч долларов они могут создать траст, который в ряде позволяет его бенефициарам контролировать свои деньги, не неся юридической ответственности. Таким образом возможно защитить активы кредиторов, правоохранительных органов и бывших супругов.