В Беларуси предлагается установить уголовную ответственность за отрицание геноцида беларусского народа, который продолжался до конца 1951 года. Об этом говорится в проекте закона о геноциде, размещенном на Национальном правовом интернет-портале.
В проекте содержится пять статей. В преамбуле декларируется, что он принят в целях сохранения памяти о миллионах советских граждан, погибших во время ВОВ и в послевоенный период. В ней также содержатся отсылки к Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 года, Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества от 26 ноября 1968 года. Подчеркивается, что закон направлен на защиту фундаментальных ценностей беларусского народа, установления действенных барьеров на пути попыток «фальсификации событий и итогов Второй мировой войны, дачи справедливой оценки злодеяниям нацистских преступников и их пособников, националистических формирований в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период».
Первая статья проекта гласит: «Совершенные нацистскими преступниками и их пособниками, националистическими формированиями в период Великой Отечественной войны и послевоенный период злодеяния, направленные на планомерное физическое уничтожение беларусского народа путем убийства и иных действий, признаваемых геноцидом в соответствии с законодательными актами и нормами международного права, являются геноцидом беларусского народа».
При этом под послевоенным периодом понимается период до 31 декабря 1951 года, а под беларусским народом «советские граждане, проживавшие на территории Белорусской Советской Социалистической Республики в период Великой Отечественной войны и (или) послевоенный период».
Проектом также предлагается дополнить Уголовный кодекс статьей 130-2 «Отрицание геноцида беларусского народа».
Отрицание геноцида в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, либо в информации, размещенной в интернете и иной сети электросвязи общего пользования или выделенной сети, предлагается наказывать арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.
В случае если лицо, уже осужденное за отрицание геноцида, сделает это повторно, либо это будет должностное лицо, использующее свои служебные полномочия, его наказание составит от 3 до 10 лет лишения свободы.
В третьей статье проекта говорится, что Генпрокуратура должна принять дополнительные меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств геноцида беларусского народа, установлению лиц, причастных к его совершению, и их уголовному преследованию.
В четвертой статье проекта содержатся предписания правительству страны. Оно должно на постоянной основе принимать меры по:
- увековечению памяти жертв геноцида беларусского народа, а также по признанию и осуждению геноцида беларусского народа на международном уровне;
- распространению достоверной информации о геноциде беларусского народа, а также просвещению граждан в данной области;
Кроме того, содержатся переходные положения о мерах правительства по реализации закона, которые должны принять в течение шести месяцев.
Предполагается, что закон должен вступить в силу через десять дней после его официального опубликования.
На этой неделе председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко заявлял, что депутаты готовы принять закон сразу в двух чтениях. Нельзя исключать, что его могут провести через Национальное собрание в ближайшее время. Проект был подготовлен по инициативе Генпрокуратуры. В конце октября зампред Постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации палаты Лилия Ананич заявляла, что он почти готов. Она же и внесла его в Палату представителей, говорится в проекте.
Надо отметить, что законопроект охватывает только период с 22 июня 1941 года по конец 1951 года, при том, что Вторая мировая война затронула беларусские земли еще в 1939 году. Кроме того, в современной Беларуси при наличии проекта закона о геноциде во времена ВОВ, не дается столь же резкая оценка сталинским репрессиям. Напомним, Генпрокуратура начала проверку в конце прошлого года, а возбудила уголовное дело о геноциде беларусского народа в апреле этого года. До этого в конце марта российская Генпрокуратура инициировала дело о геноциде советского народа.
В апреле генеральный прокурор Андрей Швед прямо связывал появление уголовного дела с политическим кризисом.
«В ходе расследования ряда уголовных дел установлено, что организация и финансирование указанных посягательств на суверенитет и территориальную целостность Беларуси осуществляются некоторыми западноевропейскими государствами, причастными к массовому уничтожению беларусов и представителей иных национальностей в период Великой Отечественной войны и послевоенное время», — говорил он тогда.
До этого Александр Лукашенко не скрывал, что у дела есть политическая подоплека.
«Вот мы собираем материалы, и мы сейчас всему миру предъявим. И тем, кто нас сегодня демократии поучает, мы им покажем, где был геноцид и что такое геноцид беларусского народа», — заявил он в марте.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: