Стал известен полный список юридических и физических лиц, которые попадут в пятый пакет санкций Евросоюза. За последний год под санкции попали многие беларусские чиновники, госпредприятия и частные компании. Предлагаем вспомнить, какие санкции уже действуют, какие государства и в связи с чем их вводили.
Пятый санкционный пакет еще не утвержден. Ожидается, что его одобрят 1 декабря.
По предварительным данным, в списке окажутся 17 физических лиц и 11 компаний из Беларуси, Сирии и Турции.
В ноябре Евросовет расширил критерии для введения санкций в отношении беларусских чиновников. К ним добавлено содействие в организации нелегальной миграции.
Среди беларусских чиновников в пятом пакете санкций фигурируют, например, председатель Госпогранкомитета Анатолий Лаппо, пресс-секретарь МИД Беларуси Анатолий Глаз, председатель правления ЗАО «Второй национальный телеканал» Марат Марков и другие.
В перечне беларусских компаний и организаций в пятом пакете – «Гродно Азот», «Белоруснефть», «Гродно Химволокно», «Белшина», «Белавиа», «Центркурорт», «Оскартур», гостиницы «Минск» и «Планета», отдельная служба активных мероприятий Госпогранкомитета.
Стоит обратить внимание на два момента: во-первых, судя по опубликованному списку, пятый пакет предполагает синхронизацию европейских и американских санкций. Так, «Белшина», «Гродно Азот» и «Белоруснефть» ранее присутствовали в санкционном списке США, но отсутствовали в европейском. Во-вторых, в списке нет министра иностранных дел Владимира Макея. Вероятно, таким образом ЕС оставляет возможность для диалога с беларусской стороной.
Напомним, Александр Лукашенко тоже не был включен в первый санкционный список. Как поясняли тогда чиновники из ЕС – чтобы сохранить возможность диалога.
Напомним, что Латвия, Литва и Эстония уже 31 августа 2020 года ввели санкции и запретили въезд Александру Лукашенко и ряду беларусских чиновников. 25 сентября они расширили списки: Латвия внесла в него 101 человека, Эстония – 128. В ноябре в санкционных списках стран Балтии оказались новые фамилии.
В октябре 2020 года о принятии первого пакета санкций против официального Минска объявил и Евросоюз.
Санкции ЕС
Первый пакет санкций ЕС в отношении 40 беларусских чиновников был принят 2 октября. В него вошли занимающий тогда пост министра внутренних дел Юрий Караев, его заместители, командир минского ОМОНа Дмитрий Балаба, нынешний глава МВД, а тогда начальник ГУВД Мингорисполкома Иван Кубраков, председатель ЦИК Лидия Ермошина, другие силовики и сотрудники ЦИК.
В официальной резолюции Евросовета осуждалось неприемлемое насилие со стороны беларусских властей против мирных демонстрантов, запугивания, произвольные аресты и задержания.
Второй пакет санкций в отношении беларусских чиновников Евросоюз опубликовал 6 ноября 2020 года. В него вошел уже и Александр Лукашенко.
Кроме него в список были включены занимавший тогда пост помощника президента по национальной безопасности Виктор Лукашенко, глава администрации Игорь Сергеенко, председатель КГБ Иван Тертель и другие высокопоставленные чиновники.
Александр Лукашенко со своей стороны пообещал болезненные ответы на санкции Евросоюза.
Уже 17 декабря 2020 года был утвержден третий санкционный пакет. Санкции были введены с формулировкой «в связи с продолжающимися репрессиями в отношении гражданского общества в Беларуси».
Третий пакет включал в себя санкции не только против чиновников, но и против компаний: ЗАО «Белтехэкспорт», Дана Холдингз и Дана Астра, Государственного учреждения «Главное хозяйственное управление» Управления делами Президента Республики Беларусь, ООО «Синезис», OAO «АГАТ-электромеханический завод», OAO «140 ремонтный завод», OAO «МЗКТ» – Минский завод колёсных тягачей.
Из чиновников и бизнесменов в список были включены председатель Совета Республики Наталья Кочанова, генеральный прокурор Андрей Швед, совладелец «Бремино групп» Николай Воробей, председатель совета директоров ОАО «Амкодор» Александр Шакутин и другие.
Шакутин даже обратился в суд Евросоюза с иском об отмене санкций, веденных в отношении него Советом ЕС.
О желании обратиться в Международную организацию труда с заявлением о недопустимости нарушения Европейским союзом прав трудящихся Беларуси из-за введения санкций заявляло и руководство провластной федерации профсоюзов.
30 марта 2021 года Александр Лукашенко подписал указ «О применении специальных мер». Документ предоставил возможность введения ответных санкций. И в апреле Совмин Беларуси запретил ввоз в страну продукции Liqui Moly, Škoda Auto, Nivea.
Еще в декабре 2020 года стало известно, что Евросоюз разрабатывает четвертый пакет санкций в отношении Беларуси. Ожидалось, что главы МИД стран ЕС рассмотрят его 10 мая, однако документы оказались не готовы. Рассмотрение четвертого пакета было отложено.
Однако 23 мая беларусские власти вынудили совершить посадку борт авиакомпании Ryanair с Романом Протасевичем и Софьей Сапегой.
Уже 4 июня Совет ЕС официально утвердил решение об ограничениях для беларусских авиаперевозчиков. «Государства-члены ЕС будут обязаны отказывать в разрешении на посадку, взлет или перелет над своей территорией любым самолетам, эксплуатируемым белорусскими авиаперевозчиками, в том числе в качестве маркетингового перевозчика»,— говорилось в пресс-релизе Евросовета.
А 21 июня Совет ЕС по внешним делам принял четвертый пакет санкций, под которые попадают 86 физлиц и организаций из Беларуси. Также министры иностранных дел стран дали «зеленый свет» секторальным санкциям.
В четвертый санкционный список попали 78 физических лиц и 8 компаний.
В нем оказались «МАЗ», «БелАЗ», предприятие по аэронавигационному обслуживанию воздушного движения «Белаэронавигация», логистический центр «Бремино групп», нефтетрейдер «Новая нефтяная компания» (ННК), логистическая компания «Логекс» (Logex), занимающая поставками беларусской техники в арабские и африканские страны компания «Сохра», логистическая компания «Глобалкастомменеджмент».
Среди бизнесменов – владелец компании BELGLOBALSTART, совладелец VIBEL Сергей Тетерин, владлец «Сафмар», «Славкалия» и «Славнефти» Михаил Гуцериев, совладелец Bremino Group Алексей Олексин, совладелец Bremino Group и Sohra Group Александр Зайцев, чиновники и депутаты.
По словам главы Евросовета Шарля Мишеля, Евросоюз, введя дальнейшие ограничительные меры, послал еще один сильный сигнал поддержки народу Беларуси.
Михаил Гуцериев после введения в действие четвертого пакета передал свою долю в «РуссНефти» брату. А позже также обратился в суд Евросоюза с требованием признать незаконными введенные в отношении него санкции.
24 июня лидеры стран ЕС одобрили и введение секторальных санкций. Они затрагивают нефтяную, калийную, банковскую, табачную отрасли, а также технологии слежения.
Ограничительные меры, как пояснил свою позицию ЕС, вводятся в связи с принудительной посадкой самолета Ryanair в Минске 23 мая, арестом Романа Протасевича и Софии Сапеги, эскалацией серьезных нарушений прав человека в Беларуси, насильственными репрессиями в отношении гражданского общества, демократической оппозиции и журналистов, а также лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам.
Санкции предусматривают запрет на продажу оборудования, технологий или ПО для слежки за людьми в интернете или по телефонной связи, предметов и технологий двойного назначения для использования в военных целях, запрет продажи товаров, используемых для производства или изготовления табачных изделий, запрет на покупку, ввоз или вывоз нефтепродуктов (кроме сырой нефти), а также на приобретение, ввоз или вывоз продуктов хлористого калия.
Они вводят запрет на долгосрочное кредитование госкомпаний и размещение ценных бумаг со сроком погашения более 90 дней, на страхование и перестрахование органов беларусского правительства, госорганов и агентств, запрет Европейскому инвестиционному банку проводить выплаты или платежи по существующим соглашениям, заключенным с Беларусью, а также ограничивается деятельность в Беларуси многосторонних банков развития, в частности, Международного банка реконструкции и развития и Европейского банка реконструкции и развития.
Важно отметить, что решение и регуляция Европейского Совета содержат две важные оговорки, которые ограничивают и делают отложенным эффект от введения санкций для беларусской экономики, а также экономик стран Евросоюза. Во-первых, санкции не распространяются на контракты, заключенные до 25 июня 2021 года, что дает Беларуси время на переориентацию экспортных потоков калия. Во-вторых, основные объемы экспорта калийных удобрений не будут затронуты, что следует из кодов продукции, указанных в документе.
Брюссель сформулировал санкции с изъятиями и отсрочками, чтобы оставить себе пространство для их ужесточения и дать Минску время подумать о своем поведении, считают эксперты Московского центра Карнеги. Но то, что санкции вступают в силу автоматически по истечении действующих контрактов, делает их более серьезным инструментом давления.
МАЗ, БелАЗ и «Белаэронавигация» уже оспаривают введение Евросоюзом санкций в отношении них. Предприятия подали судебные иски против Евросовета.
После давления Запада из-за инцидента с самолетом Ryanair Александр Лукашенко, выступая перед парламентом 26 мая, заявил: «Мы останавливали наркотики и мигрантов — теперь будете сами их есть и ловить». И уже к концу июня в Литве насчитывали 636 задержанных мигрантов, пришедших через Беларусь.
А в ходе совещания с дипломатическим корпусом Александр Лукашенко отказался усиливать границу для защиты Евросоюза от мигрантов в то время, как против беларусских властей вводятся санкции.
Санкции США
Кроме ЕС, санкции в отношении Беларуси ввели и США. Впервые санкции были введены еще в июне 2006 года в ответ на недемократические выборы марта 2006 года, нарушения прав человека, политические репрессии, коррупцию и злоупотребление властью и неоднократно продлевались.
В том санкционном списке было десять человек: Алекcандр и Виктор Лукашенко, глава ЦИК Лидия Ермошина, ряд других экс-чиновников высокого уровня.
В апреле 2021 года министерство финансов США отозвало генеральную лицензию, приостанавливающую действие санкций в отношении девяти беларусских предприятий.
В связи с этим с 3 июня возобновились санкции США в отношении девяти компаний, включая «Белорусский нефтяной торговый дом», «Белнефтехим» и ее американский филиал, «Белшину», «Гродно Азот», «Гродно Химволокно», «Лакокраску», «Нафтан» и «Полоцк Стекловолокно».
В июне 2021 года США синхронно с Евросоюзом ввели санкции в отношении Минска. Санкции коснулись 16 физлиц и 5 организаций.
В перечне организаций оказались ЦИП на ул. Окрестина в Минске, УВД Брестского облисполкома, Внутренние войска МВД, ГУБОПиК, КГБ.
В списке физлиц значились председатель Совета Республики Наталья Кочанова, председатель КГБ Иван Тертель, генеральный прокурор Андрей Швед и другие.
В августе 2021 года США расширили санкции в отношении беларусского режима.
Санкции включают в себя блокировку активов и распространяются на «Беларуськалий», Национальный олимпийский комитет, на известных бизнесменов, которые «поддерживают режим Лукашенко», а также на 15 аффилированных с ними компаний, включая табачную фабрику «Неман», «Абсолютбанк», дополнительные компании в табачной, строительной, энергетической и транспортной сфере.
Санкции по «Беларуськалию» должны вступить в силу через 120 дней, то есть в декабре 2021 года.
В санкционном списке США оказались Николай Воробей и «Интерсервис», «Новая нефтяная компания», «ННК Восток», «Абсолютбанк»; «Бремино Групп», «БелКазТранс» и «БелКазТранс Украина», Алексей Олексин и «Энерго-Оил», «Интер Тобакко» и «Белнефтегаз», Небойша Карич и компании Dana Holdings, «Дана Астра», Emirates Blue Sky, Dubai Water Front, а также руководители ряда госпредприятий и правительственные чиновники.
Указ Джо Байдена предполагает расширение санкций на физлиц, действующих в оборонном, энергетическом, калийном, табачном, строительном, транспортном секторах, сфере безопасности и других секторах, определенных Минфином США по согласованию с госсекретарем.
Санкции других стран
В марте 2021 года санкции в отношении официального Минска расширила Швейцария. В санкционный пакет вошли те же 29 физлиц и 7 компаний, которые попали под третий пакет санкций ЕС.
К четвертому пакету санкций Евросоюза присоединились еще семь стран – Северная Македония, Черногория, Сербия, Албания, Исландия, Лихтенштейн и Норвегия, сообщает Совет ЕС. Шесть из них поддержали весь пакет санкций, Сербия присоединилась только к санкциям в отношении «Белаэронавигации».
9 августа 2021, в годовщину выборов, о введении секторальных санкций в отношении Беларуси объявили Великобритания и Канада.
Великобритания ввела санкции в отношении беларусских авиаперевозчиков. Они не смогут летать над этой страной и использовать ее аэропорты. Кроме того, запрещается техническое обслуживание воздушных судов.
Кроме того, вводятся торговые ограничения в отношении калийных удобрений, нефтепродуктов, трансфера технологий, товаров для табачной промышленности, товаров двойного назначения, в том числе тех, которые могут использоваться для подавления протестов.
Вводятся и ограничения на эмиссию беларусских ценных бумаг и их размещение в Великобритании. Также страна ужесточит эмбарго на поставки оружия.
Санкции Канады предполагают запрет на операции с ценными бумагами и финансовыми инструментами, выпущенными государством, «Беларусбанком», «Белинвестбанком», «Белагропромбанком» и другими организациями, контролируемыми правительством. Вводится запрет на финансирование долга, страхование и перестрахование для правительства и организаций, контролируемых правительством. Запрещается импорт, покупка, транспортировка и другие операции с экспортируемыми из Беларуси нефтепродуктами и рядом калийных продуктов.
Продолжение следует?
На ежедневном брифинге для журналистов 15 ноября 2021 года пресс-секретарь Госдепа США Нед Прайс заявил, что США в тесной координации с ЕС, другими партнерами и союзниками готовят новые санкции против официального Минска.
Пятый пакет санкций ЕС должен вступить в силу 2 декабря, но уже известно о разработке шестого пакета.
По информации польского агентства PAP, в шестой пакет войдут более 300 физлиц и компаний. Дата его введения пока не называется.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: