В России после скандала с видео с пытками в колониях уволен директор Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Александр Калашников. Почему российская власть «сдала» своих силовиков? И почему любая система будет «сдавать» им подобных?
«Президент России снял своим указом с поста директора ФСИН России генерал-лейтенанта ФСБ Александра Калашникова в связи с утратой доверия, а по сути, в связи с провалом оперативной секретной работы ФСИН/ФСБ» — так прокомментировал отставку российский правозащитник, основатель общественного проекта Gulagu.net Владимир Осечкин.
Напомним, беларус Сергей Савельев, который при отбывании наказания имел доступ к видеоархиву колоний, смог вынести на свободу записи пыток и изнасилований заключенных, некоторые из которых были впоследствии опубликованы.
Это разоблачение — далеко не первый скандал, связанный с пытками в пенитенциарной системе России. Периодически о пытках, а то и убийствах заключенных в российских местах заключения писали и «Новая газета», и другие СМИ. Однако «саратовское дело» стало, пожалуй, наиболее масштабным и резонансным за последние годы. Во-первых, потому, что факты пыток и изнасилований заключенных были там поставлены «на поток». Во-вторых, эти материалы оказались засняты на видео, а значит, сделать вид, что это выдумки недоброжелателей, уже не представлялось возможным. В-третьих, об этом написали многие российские и зарубежные СМИ, а значит прятать концы в воду было уже поздно.
Система взвесила все «за» и «против» и решила, что ей выгоднее избавиться от исполнителей, а не покрывать их дальше. Потому что скандал вышел за пределы властных кабинетов. Потому что издержки от этого резонансного дела превышают возможные выгоды от попыток его замять. Потому что имидж власти портится в глазах мировой общественности. Потому что по фактам пыток могут быть начаты расследования международными структурами. И потому что подобным системам вообще плевать на судьбу отдельных исполнителей. Хотя наверняка до этого система настойчиво пыталась убедить этих исполнителей в обратном.
После того, как факты пыток стали достоянием общественности, следственный комитет России возбудил уголовные дела о групповых насильственных действиях сексуального характера и о превышении служебных полномочий сотрудниками ФСИН. Глава ФСИН по Саратовской области Алексей Федотов подал в отставку, а еще как минимум 18 сотрудников регионального отделения, включая руководство туберкулезной больницы, в которой и были засняты пытки, уволили. Дошли руки и до главы Федеральной службы, хотя многие российские журналисты и эксперты полагали, что это фигура неприкосновенная.
Российская история ужасает. Хотя не менее ужасает и беларусская. Факты избиений и пыток в ЦИП на Окрестина в Минске тоже стали достоянием общественности. Об условиях содержания, далеких от установленных законом норм, рассказывали и журналисты, и политики, и просто граждане, которых задерживали на акциях протеста в 2020-2021 годах. В беларусских СМИ публиковались видео, на которых, как утверждалось, были сняты факты избиения задержанных.
Однако МВД назвало эти факты «фейком», Следственный комитет отказал в возбуждении уголовного дела о жестком обращении, а прокуратура отказалась рассматривать обращения о проверке условий содержания.
Признанный в Беларуси экстремистским формированием канал публиковал материалы, в которых люди, чьи голоса похожи на руководителей силовых подразделений, обсуждали создание жестких условий для задержанных по административным статьям до и после массовых протестов против результатов выборов-2020.
Факты избиения на Окрестина признал в интервью ВВС даже Александр Лукашенко. Однако никакой реакции от силовых структур пока не последовало.
Не исключено, что пока. В интервью Reform.by российский правозащитник Юрий Джибладзе говорил о реальных механизмах, которые созданы в мире для расследования подобных дел.
Да и конъюнктура может измениться. Не завтра, так послезавтра. И не обязательно в результате смены власти. Просто когда системе надо спасать собственную шкуру, или просто ей становится выгодно, генералы идут в отставки, а на рядовых исполнителей заводятся уголовные дела. Российская история с руководством ФСИН четко это демонстрирует. А бывает и так, что отставками не отделываются даже генералы.
Об этом стоит помнить всем силовикам, которые исполняют преступные приказы и нарушают закон. Ради собственной безопасности система сдаст кого угодно. Хотя сегодня, наверняка, настойчиво убеждает их в обратном.