Цифры исхода и что за ними

За минувшие сутки (17 ноября 2021 года – REFORM.BY) в Польшу въехало 79 беларусских оппозиционеров, которые искали в помощи в соседней стране. Об этом на брифинге сообщила пресс-секретарь Погранслужбы Анна Михальская.

По ее словам, часть из них въехали по гуманитарным визам, часть подали заявления о международной защите или декларировали, что в ближайшее время подадут их.

Оценить точное количество уехавших из Беларуси после выборов 2020 года сложно. Особенно с учетом того, что для поездки в Украину, Грузию, Россию гражданам Беларуси не требуются визы.

По данным Государственной миграционной службы Украины, с августа 2020-го по июль 2021 года виды на временное проживание в Украине получили 3042 гражданина Беларуси. Однако в декабре 2020 года украинские власти продлили срок временного пребывания для беларусов в Украине с 90 до 180 дней. Поэтому некоторое количество наших граждан может находиться там, например, в процессе оформления документов.

По данным Польского радио, с начала 2021 года по 31 июля 2021 года Польша предоставила более 90 тысяч виз гражданам Беларуси. Из них почти 9000 — это гуманитарные визы, сообщили в МИД Польши. С начала политического кризиса в Беларуси Польша выдала более 12 тысяч виз этого типа.

Что касается Литвы, то в августе 2021 на встрече министра внутренних дел Агне Билотайте со Светланой Тихановской были озвучены такие цифры: с сентября 2020 года белорусам было выдано около 20 000 национальных литовских виз. 834 белоруса получили специальное разрешение от министра въехать в Литву из-за экстраординарных гуманитарных условий. 206 белорусов направили запрос на предоставление убежища в Литве.

По данным отдела стратегических коммуникаций МВД Литвы, только за 9 месяцев 2021 года Литва выдала белорусам 4164 гуманитарные визы.

Уезжают и в Латвию, и в Эстонию, и дальше.

В прошлом году, по данным Евростата, граждане Беларуси получили в странах ЕС 63,5 тысячи первых видов на жительство.

В целом, исходя из имеющихся данных, приблизительное количество уехавших можно оценить в 100-150 тысяч человек. И это немало. При этом процесс не закончился. Кто-то еще планирует отъезд или только задумывается о нем.

Говоря о тех, кто покинул Беларусь, чаще всего вспоминают о сотрудниках IT-отрасли. И это понятно – во-первых, многие беларусские IT-компании предлагали своим сотрудникам переезд в офисы, расположенные в других странах. Во-вторых, айтишникам легче найти работу по специальности за рубежом. Да и вклад айтишников в экономику страны был весомым. В 2019 году именно IT-отрасль обеспечила половину прироста ВВП Беларуси.

Но потом был 2020-й. Директор департамента EPAM и основатель белорусской платформы «Голос» Павел Либер в интервью «НВ Бизнес» рассказал, что в Беларуси уже закрылись 12 IT-компаний, а еще 50 вывезли сотрудников за рубеж. Также около 100, по его словам, находятся «на низком старте».

Посол Украины в Беларуси Игорь Кизим в интервью изданию «Белорусы и рынок» говорил, что, по информации Министерства цифровой трансформации Украины, в эту страну переехало около 40 белорусских IТ-компаний общей численностью около 2 тысяч сотрудников. Кроме того, многие фирмы регистрировались под другими именами, переезжали стартапы.

Причем сказать, что все беларусские IT-компании, кто хотел, уже релоцировались, будет, наверное, неправильно.
Belarus IT Companies Club (BICC) с 6 по 11 октября 2021 года провел опрос собственников и директоров IТ-компаний Беларуси. В нем приняли участие руководители из 120 организаций. Среди опрошенных 35% считают, что за последние полгода релоцировались за рубеж примерно 5-10% IT-специалистов, 50% думают, что уехало более 10% разработчиков. При этом 63% полагают, что релокация за рубеж или продолжится с той же скоростью или ее масштабы даже увеличатся.

Уезжают и журналисты, в чем нет ничего удивительного, поскольку в Беларуси практически не осталось ни одного легально работающего независимого СМИ. Уезжают творческие работники. Уезжают медики, пусть пока и в меньших объемах, о чем косвенно свидетельствует поручение Александра Лукашенко министру здравоохранения Дмитрию Пиневичу внести предложение по решению вопросов трудовой миграции врачей. Уезжают водители, строители.

Форумы живущих в той же Варшаве беларусов переполнены сообщениями с просьбами подсказать русско- или белорусскоязычных докторов, парикмахеров, визажистов. Немало кафе, открытых теми, кто уехал из Беларуси. Репрессии бьют и по бизнесу. Кстати, более пятидесяти белорусских бизнесменов из недавно опубликованного топ­-100 «Ежедневника» постоянно живут за границей, а у большей части второй половины дополнительно есть заграничная недвижимость и (или) паспорта других стран.

Пока уезжает, главным образом, «креативный класс». Те, кто легок на подъем, кто может найти работу за рубежом, кто знает иностранные языки. Но следом за айтишниками и бизнесом поедут и те, кто дома предоставлял им услуги. Те же парикмахеры и стилисты, дизайнеры и массажисты. Те же строители еще в больших объемах, потому что программисты купят дома и квартиры за рубежом, и в них надо будет делать ремонт. Список можно продолжить. Поедут просто потому, что спрос на их услуги дома упадет. В отличие от стоимости жизни на родине.

Каждый сам решает для себя – уехать или остаться. Для кого-то это вопрос безопасности, для кого-то – только заработка. Так и зарплата в той же Литве и Польше на порядок выше, чем в Беларуси. А перспектив для ее роста в нашей стране становится все меньше и меньше.

Так что, борясь с инакомыслием, беларусские власти рискуют в какой-то перспективе оставить в стране выжженную землю. Интересно, что они скажут, когда в Беларуси останутся одни омоновцы и работники исполкомов? Зато будет стабильно и тихо, верно?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.