«Надеемся, что он жив». Как мигранты пропадают на границе

Главное
Фото: twitter.com/Straz_Graniczna

Миграционный кризис не сбавляет оборотов. Как сообщают польские пограничники, только за октябрь зафиксировано уже 12 тысяч попыток незаконного пересечения границы со стороны Беларуси. Многие мигранты проводят целые недели на погранполосе, в холодном осеннем лесу без еды, теплых вещей и лекарств, подталкиваемые беларусскими силовиками и выталкиваемые польскими. В итоге уже восемь человек были найдены на границе мертвыми. Обстоятельства их гибели в основном остаются неясными.

Тем временем в мигрантских группах и чатах все чаще появляются сообщения от родственников мигрантов о том, что их близкие пропали без вести на границе Беларуси с Польшей или Литвой. Reform.by узнал у родственников, как они ищут пропавших, расспросил о тяжелом опыте «выживших» на границе и обсудил ситуацию с правозащитниками. Вдобавок мы узнали, откуда берутся скопления мигрантов в минском аэропорту.

«Мы понятия не имеем, куда вообще в Беларуси можно обращаться»

«Люди добрые, пожалуйста, сообщите нам, если кто-нибудь знает какую-либо информацию об этом пропавшем молодом человеке, его зовут Исса Джихад Гергес. О нем ничего не известно с тех пор, как он поехал в Беларусь, оттуда он собирался либо в Литву, либо в Польшу. Если кто-то знает какую-либо информацию об этом человеке — сообщите нам, чтобы мы могли успокоить его семью и близких. Пожалуйста, поделитесь постом», — такая публикация с фотографией молодого сирийца появилась 17 октября в Facebook. Подобные объявления — не редкость. Каждый день в мигрантских группах родные ищут тех, кто отправился в Беларусь и пытался пересечь границу с ЕС."Надеемся, что он жив". Как мигранты пропадают на границе

Рафар — администратор мигрантского чата. Молодой мужчина регулярно выставляет фотографии пропавших граждан. По его словам, иногда люди пропадают целыми семьями.

«Найти человека, который потерялся на польской стороне, полегче, чем тех, кто потерялся в Беларуси. Мы понятия не имеем, куда вообще в Беларуси можно обращаться, кроме ООН», — говорит Рафар Reform.by.

При этом в Польше и Литве есть общественные организации и активисты, которые стараются помогать мигрантам, попавшим в беду. Неравнодушные поляки и литовцы также создали в Facebook группу по поддержке мигрантов, где люди публикуют информацию о своих пропавших родственниках. Например, 18 октября появилось объявление о поиске пропавшей курдской семьи. Вскоре родственники сообщили, что семья нашлась в Польше, и благодарили польских активистов, которые помогли их отыскать.

"Надеемся, что он жив". Как мигранты пропадают на границе

Чтобы людям было проще найти своих родных, Рафар в своем чате распространяет шаблон обращения. В него вписаны имейлы польских пограничных отрядов и общественных организаций.

«Оба государства не соблюдают свои обязательства, люди остаются совершенно беззащитными»

Слова Рафара о том, что в Беларуси некуда обратиться за поиском родственника, который потерялся на границе — это отчасти правда. Ликвидация общественных организаций дает свои плоды. Правами беженцев в Беларуси занималась Human Constanta, но сейчас организация в процессе ликвидации и уже мало чем может помочь.

«К сожалению, сейчас у нас очень мало инструментов, особенно с учетом того, что мы ликвидированы в Беларуси. Однако сотрудники УВКБ (Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, — прим.Reform.by) отмечают, что у них увеличилось количество обращений», — говорит Алена Чехович, юрист общественной приемной для иностранцев и людей без гражданства Human Constanta.

"Надеемся, что он жив". Как мигранты пропадают на границе
Алена Чехович. Фото из соцсети

Экспертка отмечает, что беженцы и мигранты, приезжающие сейчас в Беларусь, совершенно не осведомлены о законах, своих правах и обязательствах.

«Вместе с другими экспертами сейчас готовим памятку, написанную простым языком, для транзитных беженцев, которые все равно будут пытаться пересечь границу и попасть в ЕС. Она будет распространяться в мигрантских чатах и группах, через польских и литовских активистов. Там будет о том, что они должны просить убежища сразу на границе, а не использовать Польшу/Литву как транзит в Германию. А также о том, где можно получить помощь в Беларуси», — объясняет юристка.

Алена Чехович подчеркивает: то, что сейчас происходит на границе Беларуси и Польши, является нарушением прав людей с обеих сторон.

«По сообщениям, польские власти насильно выталкивают людей обратно в Беларусь и не принимают их заявления на убежище, тем самым нарушая право людей на защиту. Также сообщают, что и беларусские власти участвуют в организации незаконного пересечения границы, держат часть людей в приграничной зоне, не позволяя им вернуться в Минск или другие города и заставляя их снова совершать попытки незаконно пересечь границу. Люди в данном случае остаются совершенно беззащитными, так как оба государства не соблюдают свои обязательства, и по итогу людям не к кому обратиться, потому что все-таки именно государства являются гарантами прав. Кроме того, мы ожидаем, что с течением времени люди, застрявшие в Беларуси, будут все больше нуждаться в гуманитарной помощи. И тут снова вопрос, кто в Беларуси сможет ее предоставить», — говорит правозащитница.

«Беларусские пограничники стреляли в небо, чтобы напугать»

В Human Constanta обращался иракец Камаран с просьбой найти своего брата Алия. Мужчина сообщил, что его брат застрял в лесу на беларусско-польской границе с группой других беженцев. Reform.by связался с Камараном.

«Моему брату Алию всего 17 лет, в Ираке он учился в старшей школе. Мы с семьей не видели для него светлого будущего в нашей стране. В Афганистане пришли к власти талибы, и мы подумали, что ЕС начнет пускать к себе беженцев, брат подумал, что ему тоже повезет», — рассказывает Камаран.

Молодой иракец сначала отправился в Эрбиль, затем в Бейрут и уже оттуда вылетел в Беларусь. Его брат не захотел объяснять, почему был выбран именно такой маршрут. После прибытия в Минск 19 сентября парень заселился в отель и сразу поехал к польской границе на такси вместе с другими мигрантами. Алий успел отправить родным с границы свою геолокацию.

«Первый раз он попытался пересечь границу вместе с группой из 23 беженцев. 19 из них смогли пересечь границу, но моего брата задержала польская полиция. Мы с семьей не слышали о нем четыре дня. [Потом Алий рассказал, что] он показал польской полиции на телефоне фразу: «Я мигрант, мне 17, я из Ирака, поймите, я один, я без семьи». Полиция забрала телефон брата и отправила его обратно на беларусскую границу, но беларусские пограничники не позволили ему въехать в Беларусь снова, несмотря на то, что он показал им паспорт.

Я хочу обратить внимание на то, что у моего брата были в порядке все документы, у него действующая виза и паспорт. Но они не позволили ему пройти границу, поэтому Алий застрял в лесу. Брат говорил, что беларусские пограничники стреляли в небо, чтобы напугать его и остальных мигрантов, которых не пускали в Беларусь. Пограничники еще угрожали им, что если они попытаются вернуться в Беларусь, то на них спустят голодных собак», — передает Камаран рассказ Алия.

Юноша провел на границе 15 дней. Его брат говорит, что для парня это было ужасное время.

«Ему было нечего есть. Он взял с собой немного еды 19 сентября, но съел ее в тот же день. Он не предполагал, что застрянет так надолго. Брат говорил, что вынужден был есть траву, иногда его подкармливали другие мигранты. Его сильно тошнило, он был очень болен», — говорит Камаран.

Так как польская полиция забрала телефон Алия, он просил других мигрантов отправить весточку его родственникам. Позже ему перестали давать телефон просто так.

«Алий предлагал людям свой заряженный пауэрбанк со словами: «Если ты позволишь мне отправить голосовое сообщение моей семье, я дам тебе свою батарею, чтобы у тебя была зарядка», — рассказывает Камаран.

По словам иракца, его брат в итоге прошел вдоль границы около девяти километров и наткнулся на водоем, переплыл его и оказался на польской территории.

«Он нам позвонил 5 октября и сказал, что поймал машину контрабандиста на Германию. Попал в Германию брат только 10 октября. Сейчас он там, у него все хорошо, он попросил убежища», — говорит Камаран.

(Прибыли в Германию. Видео из мигрантской группы)

Он также вспоминает из слов Алия, что на границе вместе с ним было много женщин с детьми.

«Брата впечатлила женщина 60 лет, ее беларусские пограничники возвращали на границу 11 раз. С этой женщиной была ее 18-летняя дочь, к тому моменту, как Алий познакомился с ними, женщины уже жили в лесу 20 дней. Другие беженцы помогали этим женщинам», — передает иракец рассказ брата.

Камаран отмечает, что все общественные организации, к которым он обращался, когда искал брата, были готовы ему помочь. А вот от местных жителей, сказал ему Алий, беженцы боялись брать помощь, потому что опасались, что их арестуют за это.

На вопрос, во сколько обошлась миграция брата из Ирака в Германию, Камаран называет цифру, эквивалентную 14 тысячам долларов. Мужчина отказался уточнить, что входило в эту сумму.

«Я жил в лесу три недели под открытым небом»

Также в Human Constanta обращался россиянин Владимир Егоров. Он просил помочь его другу — камерунцу Зомо (полное имя Ригобер Еумби), который уже около трех недель находился на беларусско-польской границе. Зомо последние несколько лет живет в российском Краснодаре, там он известен как самый яркий болельщик местного футбольного клуба, зарабатывает как певец. Тем не менее он попытался попасть в Евросоюз вместе с потоком мигрантов.

«В России в силу разных причин он не смог построить достойной жизни и в течение более чем трех лет просто выживал. Во Франции у него много родственников. Плюс его родной язык — французский. Думаю, он стремился именно туда. Но, как и несколько сотен беженцев, был заблокирован польскими таможенниками с одной стороны и беларусскими с другой», — написал друг Зомо на его странице в Instagram. Он сообщил, что Зомо смог связаться с ним и рассказать о происходящем. Мужчина попросил помощи у всех, кто может помочь.

19 октября Зомо вернулся обратно в Россию, сейчас он на 14-дневном карантине. Вернуться ему помогли правозащитники, но Владимир намекает, что пришлось задействовать и другие методы, от подробностей отказывается.

«Скажу, что продавили финансово, и только поэтому удалось его оттуда вытащить», — признался Reform.by мужчина.

О себе и о том, почему отправился на границу нелегалом и что там пережил, нам рассказал сам Зомо.

«Раньше я болел за Камерун на уровне Министерства спорта. Сейчас я живу в Краснодаре. Я болею за ФК «Краснодар» и сборную России. У меня восемь взрослых детей. С женой из Камеруна я давно в разводе. Здесь познакомился с русской женщиной. Прожил несколько месяцев и женился.

"Надеемся, что он жив". Как мигранты пропадают на границе
Страница Зомо в Instagram

Почему я поехал на границу? Мне нужно было продлить российскую визу (это можно сделать только в консульствах вне РФ, — прим. Reform.by). Границы закрыты из-за ковида. У меня много родственников во Франции, там живет один из моих сыновей. Я хотел навестить их (мы предполагаем, что Зомо мог хотеть там и остаться, — прим. Reform.by) и продлить визу. Мои африканские знакомые сказали, что такая возможность есть — через Беларусь.

Я не хочу вдаваться в детали, но я заплатил деньги, чтобы меня отвезли на границу с Польшей, и уже там я понял, что этот переход должен быть нелегальным. Я не хотел этого делать. Все мои документы в порядке. Но беларусские военные заставили нас пересечь границу. Я жил в лесу. Три недели. Под открытым небом. Ел только дикие яблоки. С одной стороны были польские пограничники, с другой — беларусы, которые нас не пускали и заставляли переходить границу. Каждый день были [новые] люди. В основном арабы и африканцы. Ирак, Афганистан, африканские страны.

Я не хотел бы углубляться в политику, в то, кто и как это делает, но я хочу сказать, что людей держат в заложниках. Самое страшное, что в такой ситуации оказываются женщины и маленькие дети», — рассказал камерунец.

«Мы ему всей семьей помогали собирать деньги. Сейчас мы не знаем о нем ничего»

Еще один пропавший — 37-летний гражданин Йемена Мустафа Мухаммед. Но его пока не нашли — уже больше месяца он не выходит на связь с семьей. Мустафа прилетел в Беларусь 8 сентября. В последний раз он звонил брату 18 сентября, сказал, что очень устал и переживает из-за того, что застрял на границе, но просил родных не волноваться. С тех пор они ничего не знают о нем.

Брат мужчины говорит, что Мустафа сначала поехал в Египет, уже оттуда — в Беларусь. В его планах было попасть в Германию. Мустафа купил билет в Минск за 1500 долларов и еще за такую же сумму — приглашение для визы.

«Остальные деньги он взял с собой, чтобы попасть в ЕС и там на что-то жить. Мы ему всей семьей помогали собирать деньги. Сейчас мы не знаем о нем ничего. Надеемся, что он жив. Мы обратились во все польские организации, которые могут помочь найти нашего Мустафу», — говорит йеменец. Его контакт мы узнали в польском фонде «Ocalenie», который сейчас много помогает мигрантам.

«Таких людей очень легко обмануть, потому что они уязвимы»

У Мустафы из Йемена приглашение для визы в Беларусь, похоже, было настоящим, раз уж ему удалось въехать в страну. Но многие мигранты, кто платит за этот документ большие деньги, оказываются в итоге ни с чем.

В последний месяц в мигрантских чатах и группах периодически появляются фото и видео из транзитной зоны Национального аэропорта Минск. На них видно, что вся зона заполнена людьми из стран Африки и Ближнего Востока. Люди пишут, что некоторые мигранты застревают там надолго без еды и воды, их не впускают в Беларусь, с возвращением домой тоже сложности. Почему так происходит?

Просматривая такие сообщества, мы обратили внимание, что каждый день там появляются не только посты о поиске пропавших, но и предложения от туристических фирм об изготовлении нужных для поездки документов за деньги. В первую очередь приглашения в Беларусь. До недавнего времени гражданам, например, Ирака визы выдавали прямо в минском аэропорту, но для этого нужно было предъявить приглашение в страну. Его оформляют турфирмы, и оно должно быть зарегистрировано в МИД РБ. Пограничник проверял приглашение по базе и ставил визу. Или не ставил — если приглашение фальшивое и его в базе нет.

Очевидцем такой ситуации стал иракец Самир.

«Когда я прилетел в Минск, со мной в самолете было десять человек, которые попали на мошенников, и их дальше транзитной зоны не пустили. Проблема их была в том, что их приглашения были фальшивыми», — рассказал Самир Reform.by.

Парню, в сравнении с ними, повезло: он уже в Германии. Правда, ему пришлось пешком пройти 20 километров вдоль беларусско-польской границы, чтобы успешно ее пересечь.

«Сейчас стало появляться все больше и больше фальшивых туристических фирм, которые пользуются ситуацией с миграцией через Беларусь и обманывают людей», — говорит нам Амин из Ирака, который был героем летнего расследования Reform.by.

Сейчас Амин находится в литовском лагере для беженцев в Пабраде и ждет легализации. Он объясняет, что мигранты, которым отказано в визе, «зависают» в транзитной зоне аэропорта, потому что обратных билетов у них нет, а часто и денег на них тоже. Парень говорит: люди, которые хотят попасть в ЕС, ставят все на эту цель и билет берут в один конец.

"Надеемся, что он жив". Как мигранты пропадают на границе

«Сейчас в Беларусь приезжают беженцы из разрушенных стран. Они не думают о возвращении. Они думают либо о переезде, либо о смерти. Таких людей очень легко обмануть, потому что они уязвимы», — подчеркивает Амин.

Кроме того, отмечает он, его соотечественники и другие беженцы часто становятся жертвами мошенников, потому что ни о чем не осведомлены.

«В странах Ближнего Востока не имеют представления о внешнем мире. Они сильно отстают от европейских стран. Люди не думают о путешествиях. Большинство людей работают, чтобы заработать на жизнь. Опыт путешествий доступен маленькому проценту людей. Поэтому часто люди даже представления не имеют, как должна выглядеть виза, как должно выглядеть приглашение и не видят отличия фальшивого документа и настоящего», — говорит иракец.

* * *

Понравился материал? Обсуди его в комментах сообщества Reform.by в Facebook!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Последние новости


REFORM.news


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: