29 июня начался суд над активистом анархистского движения Миколой Дедком. Сегодня в Минском городском суде состоялось второе заседание, на котором озвучивались обстоятельства задержания и избиения политзаключенного. Дело рассматривает судья Анастасия Попко, гособвинение представляет прокурор Антон Тюменцев. Дедок не признал вину ни по одной статье и рассказал на суде о мерах, которые, по его словам, применялись в его отношении во время задержания.
Как сообщает лишенный регистрации правозащитный центр «Вясна», по результатам судебно-медицинской экспертизы Миколы Дедка 17 и 24 ноября 2020 года зафиксированы факты избиения: «Кровотечение верхних и нижних век, поясницы, плечевого сустава, бедер… 13 травматических воздействий твердым тупым предметом, что не характерно для падения».
Также адвокат Маслов зачитал выдержки из постановления об отказе возбуждения уголовного дела от 15 января о привлечении к ответственности сотрудников МВД, которые избивали подзащитного.
Кроме того, сообщается, что против Дедка хотели возбудить уголовное дело по статье 130 УК за оправдание терроризма, но лингвистическая экспертиза не установила этого. Однако она нашла призывы, побуждающие к борьбе с властью и Россией. В действиях Дедка отсутствует этот состав преступления.
Касательно обвинений в незаконных действиях в отношении предметов с горючими веществами по статье 295-3 УК Дедок заявил, что бутылки со смесью бензина и машинного масла подкинули сотрудники ГУБОПиК. По его словам, бутылки нашли в шкафчике под подоконником на кухне, куда он ранее неоднократно заглядывал и утверждает, что их там не было.
«Я сразу сказал, что это не мое и что мне это подкинули, на что сотрудники ГУБОПиКа усмехнулись. Спустя четыре часа уже в Минске в здании ГУБОПиКа после нескольких часов пыток сотрудник ГУБОПиКа Тарасик Иван Александрович, когда я лежал в наручниках на полу кабинета, принес данные бутылки, поставил их перед мной и стал совать горлышки бутылок мне в рот и после требовать, чтобы я на них плевал. Потом начал подсовывать бутылки в руки и требовал, чтобы я их сжимал. И так с каждой бутылкой. После чего они по отдельности были упакованы в черные пакеты, как для мусора. Все это наблюдали другие сотрудники. Тот факт, что экспертиза не обнаружила моих биологических следов, я могу объяснить только тем, что сотрудники ГУБОПиКа зная, что я жаловался на пытки и фальсификации доказательств, повлияют на результаты экспертизы с тем, чтобы выставить меня лжецом», — рассказал Дедок на сегодняшнем заседании.
Микола утверждает, что не оказывал сопротивления при задержании. Он говорит, что в 11 ноября прошлого года около 22:20 к нему в квартиру ворвались сотрудники в военной амуниции, повалили его на пол и застегнули за спиной наручники. Их, по его словам, было семеро, четверо из которых — в гражданской амуниции.
«Избивать начали сразу, спрашивая, если в квартире камеры видеонаблюдения. Потом они начали осмотр помещения, я это понял по шагам. Что они делали, я не видел, так как лежал лицом в пол. И за попытку пошевелиться меня били», — говорит Микола.
«Потом ко мне подошел сотрудник, сел рядом на корточки и сказал: «Ты же понимаешь, что ты из ШИЗО не выйдешь?» Со стола сразу забрали мой телефон и стали требовать сначала пароль от него. Я отказался, тогда меня стали бить кулаками в лицо и затылок сотрудники в амуниции. Я стал кричать, тогда один сотрудник взял с дивана подушку и вжал мою голову в нее. Я почувствовал, что не могу дышать, и попытался прокричать, что скажу пароль. Но они не слышали и еще некоторое время держали мою голову в подушке. Когда подняли голову, я сказал, что мне нужно время, чтобы вспомнить пароль, так как я забыл его от стресса. Тогда они продолжили бить, я вспомнил пароль где-то через минуту», — рассказал политзаключенный.
Он говорит, что ему распыляли в лицо перцовый баллончик, а избиения, унижения и угрозы продолжались в здании ГУБОПиК на улице Революционной.
Полную версию его речи на суде можно прочитать на сайте «Вясны».
Напомним, Миколу Дедка задержали на съемной квартире в поселке Сосновый Осиповичского района в ноябре 2020 года. При обыске нашли стеклянные бутылки с горюче-смазочными материалами, которые, согласно заключению эксперта ГКСЭ, являются предметами, поражающее действие которых основано на использовании горючих веществ. Ему предъявлено обвинение по трем статьям УК: ч. 1 ст. 342 (активное участие в действиях, грубо нарушающих общественный порядок и сопряженных с явным неповиновением законным требованиям представителей власти, повлекшее нарушение работы транспорта); ч. 2 ст. 361 (распространение материалов, содержащих призывы к совершению действий, направленных на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, с использованием глобальной сети Интернет); ч. 1 ст. 295-3 (незаконные действия в отношении предметов, поражающее действие которых основано на использовании горючих веществ).