Юрист и член президиума Координационного совета Максим Знак дал интервью Deutsche Welle из минского СИЗО. Ответы Знака были получены через адвоката Дмитрия Лаевского.
По словам Максима, со здоровьем у него все в порядке, он старается заниматься спортом в тюремных условиях, пишет роман и небольшие «грустно-веселые истории».
В сентябре прошлого года Знак объявил голодовку и отказывался от пищи 10 дней, протестуя против предъявленного обвинения. Сейчас он признал, что его голодовка ничего не изменила. «Вот и в ходе голодовки я, во-первых, утратил определенные иллюзии и убедился в том, что даже высокие ставки ничего не меняют в подходе правоприменителей, даже скорее наоборот. Во-вторых, я узнал, что всегда, даже при правомерных действиях на личной территории система находит ассиметричные ответы», – сказал Максим.
Комментируя выдвинутые против него обвинения, Знак сравнил их со сценарием голливудского блокбастера.
«И все же я не могу понять, как, зная не только о всех публичных поступках, но и о каждой фразе, о каждой мысли тех, кто работал вместе со мной тем летом, можно излагать все с точностью до наоборот в документе, который направлен на изменение жизни человека на период до 12 лет. Честно говоря, несмотря на все происходящее, это не укладывается в голове», – заявил Знак.
«Самое печальное, что исходя из смысла обвинения, экстремистами можно считать всех уважаемых беларусов, которые вошли в Координационный совет, чтобы хоть как-то помочь в переходе к конструктивному решению в контексте августа 2020 года», – считает Максим.
Знак сказал, что считает свою стратегию действовать строго по закону во время избирательной кампании правильной, а при другой стратегии его бы не было в штабе.
По мнению Знака, легальным способом изменить режим можно через референдум, а с прошлого лета беларусы добивались соблюдения норм права. «Однако ничего не изменилось, только де-юре и де-факто разошлись еще дальше», – сказал Знак. Он считает, что бесконечно это продолжаться не может.
На вопрос, как беларусам жить в условиях правового дефолта, Знак ответил, что с несправедливостью надо бороться. «Правовой дефолт — это не отдельные нарушения, а состояние системы в целом. Нельзя немножко нарушить закон при его применении — порочные практики будут расползаться по разным сферам, потому что так удобнее. Но как показывает история, в конечном счете круг замыкается, и порочная практика возвращается к тем, кто ее использовал», – считает он.
Максима Знака, адвоката Виктора Бабарико и Марии Колесниковой, члена президиума Координационного совета, задержали 9 сентября. Ему предъявлены обвинения в заговоре с целью захвата власти неконституционным путем (ч.1 ст.357 УК), создании экстремистского формирования (ч.1 ст.361-1 УК) и призывах к действиями, направленным на причинение вреда нацбезопасности (ч.3 ст.361 УК). Знак признан политзаключенным.