Исполнительный директор ирландской авиакомпании Ryanair Майкл О’Лири во вторник, 15 июня, выступил на заседании Комитета по транспорту парламента Великобритании и дал показания об инциденте с самолетом Ryanair в Беларуси, после экстренной посадки которого были арестованы журналист Роман Протасевич и его девушка Софья Сапега.
«Лично на мой взгляд, это было финансируемое государством пиратство, по-другому это не описать», — заявил О’Лири. Несмотря на это, он высказался против запрета полетов над Беларусью.
Майкл О’Лири рассказал, как развивалась ситуация с рейсом Афины — Вильнюс 23 мая. Над Беларусью с экипажем связались беларусские диспетчеры и сообщили о реальной угрозе, информацию о которой получили от спецслужб.
«Экипажу сообщили о реальной угрозе того, что если судно войдет в воздушное пространство Литвы или попытается сесть в Вильнюсе, бомба на борту будет взорвана», — отметил глава Ryanair (как он добавил в дальнейшем, вся система безопасности полетов основана на том, что пилоты самолетов должны полагаться на слова диспетчеров разных государств и считать их информацию проверенной, принимать их рекомендации, а сами пилоты проверить реальность угрозы не могут).
После этого командир самолета неоднократно просил обеспечить ему прямой канал связи с центром операционного контроля Ryanair в Варшаве, так как сам борт может коммуницировать с землей только через диспетчеров. Но минские диспетчеры говорили, что в Ryanair не снимают трубку и т.д. что «является полностью неправдой», подчеркнул О’Лири. Он отметил, что эта часть была опущена в опубликованной Минском расшифровке переговоров диспетчеров с бортом.
По словам О’Лири, самолет из своего местоположения мог без проблем приземлиться в Польше или в странах Балтии, но капитан был подвергнут «значительному давлению», из-за чего принял решение садиться в Минске.
«Ему не приказывали делать это, но и никаких вариантов получше не дали, из всех альтернативных аэропортов ему предложили только Минск. Затем пилоты спросили об уровне угрозы, и им назвали максимальный, красный уровень. Фактически это не оставляло пилотам выбора. Они развернули самолет и сели в Минске», — сказал глава Ryanair
Он описал, что происходило после посадки. По его словам, когда пассажиров с их вещами увели из самолета, на борт поднялись неизвестные люди с видеокамерами.
«Они неоднократно пытались добиться от экипажа согласия подтвердить под видеозапись, что они добровольно посадили самолет в Минске, но экипаж отказался это подтверждать», — сообщил О’Лири.
В следующие несколько часов, говорит он, пока пассажиры находились в терминале и ждали вылета, командира самолета держали на борту, и каждый раз, когда он покидал кабину, сопровождал вооруженный охранник.
«Это была очень угрожающая и враждебная обстановка», — отметил О’Лири. Лишь спустя примерно восемь часов, сказал он, самолет удалось вернуть из Минска.
Глава Ryanair напомнил, что в Вильнюс прилетело на пять пассажиров меньше изначального числа. Кроме арестованных Протасевича и Сапеги, в Минске с самолета сошли еще три неизвестных человека с паспортами Беларуси, России и Греции. Ryanair не смогла связаться с этими пассажирами и направила запрос властям Беларуси с просьбой подтвердить их личности, но не получила ответа.
«Насколько нам известно от спецслужб, похоже, что эти трое могли быть кем-то вроде сотрудников КГБ. Мы не знаем, был ли это КГБ Беларуси или России, да и не уверены, что есть большая разница. Но это явно было преднамеренное нарушение всех международных авиационных правил, норм, правил безопасности. Самолет был посажен под ложным предлогом с использованием минского центра управления воздушным движением, и это, кажется, очевидно, что двое пассажиров были сняты с рейса против их воли и задержаны принудительно», — подчеркнул глава Ryanair.
Он сообщил, что окончательные выводы по результатам расследования инцидента будут представлены в докладе ICAO в течение ближайших двух недель.
К слову, посла Беларуси в Великобритании Максима Ермоловича также приглашали поучаствовать в заседании парламентского Комитета по транспорту и его расследовании. Однако, как сообщили на заседании, он отказался и написал председателю комиссии, что запрет «Белавиа» на полеты в Великобританию является «актом давления» на Беларусь.