Глава Международной федерации хоккея Рене Фазель рассказал подробности своего визита в Минск швейцарскому изданию Watson.
По словам Фазеля, руководство IIHF анализировало ситуацию в Беларуси после выборов и в декабре пришло к выводу, что необходимы переговоры с представителями ФХБ, беларусского правительства и оппозиции.
Фазель утверждает, что Федерация вела телефонные переговоры с представителями оппозиции, но при этом почему-то упомянул Юлию Тимошенко, возможно, перепутав ее со Светланой Тихановской.
«Мы напрямую созванивались с многими представителями [оппозиции] и заявляли о нашем намерении встретиться, и это горячо поддерживалось», – заявил Фазель.
По его словам, его не просили выдвинуть какие-либо требования Александру Лукашенко. «После обсуждений мы расширили список темы, которые мы хотели обсудить с Лукашенко», – сказал Фазель. Он добавил, что представители Федерации решили не встречаться с Беларусским фондом спортивной солидарности.
Фазель заявляет, что встреча с Лукашенко должны была пройти без прессы.
«Мы ясно дали понять, что эта встреча должна быть закрыта для публики и прессы. … Мы прибыли во Дворец независимости в понедельник около 10 утра. Это был официальный прием с главой Федерации хоккея Беларуси и министром спорта, мы ждали прибытия Лукашенко по протоколу. Я знаю его 20 лет, и объятия в этой культуре так же обычны, как рукопожатие у нас. Кстати, могу вас успокоить: он и я уже переболели COVID-19. Так что риска для здоровья не было. Вот так появились эти фотографии, и они не значат, что мы согласны с политической ситуацией в Беларуси. Это была просто встреча двух людей, которые знают друг друга 20 лет, только и всего», – сказал Фазель.
«Я заметил камеры. Но нас заверили, что фото предназначены только для внутреннего пользования, и через пять минут камер не было. Я даже не понял, что нас снимали. Все ждали президента, все были напряжены и взволнованы, а потом мы сконцентрировались на переговорах и уже не думали, снимают нас или нет», — продолжил Фазель.
По словам главы IIHF, его «друзья с востока» считают, что его обманули. «Моим присутствием, наверно, злоупотребили. Не могу сказать, так ли это на самом деле. Правда где-то посередине», – сказал Фазель.
Перед визитом в Минск посол Беларуси дал Фазелю понять, что Лукашенко принимает очень мало людей, и что Фазель – один из них.
«Он [посол] намекнул, что мы также можем обсудить критические вопросы. Я увидел возможность, может быть, превратить этот ЧМ в чемпионат примирения, стимулировать диалог с оппозицией, которого, по всей видимости, сейчас нет. Вот в чем драма: представители оппозиции говорят нам, что хотят этот чемпионат мира, но это чемпионат для народа. Но очевидно, что диалога между властями и оппозицией нет», – заявил Фазель.
На вопрос не переоценивал ли Фазель свои возможности, он ответил, что вероятность успеха была 1%.
По словам главы IIHF, разговор с Лукашенко продолжался более часа.
«Мы дали понять, что чемпионат мира невозможен без изменения политической ситуации в стране. … Мы не можем выдвигать политические требования. Мы дали сигнал, что у нас есть проблемы на Западе с проведением чемпионата мира в такой политической ситуации. Он сказал нам, что его задача – обеспечивать безопасность в своей стране и защищаться от любой угрозы из-за границы. Оппозиция явно рассматривается как угроза», – рассказал Фазель о разговоре с Лукашенко.
По словам Фазеля, предложения IIHF были приняты на 80%.
На предположение журналиста издания, что в таком случае, 80% вопросов были организационного характера, а 20% касались политики, Фазель ответил: «Неплохо сформулировано. Он почти оборвал разговор, когда мы подняли политические темы, такие как Конституция и оппозиция».
Представители Федерации подняли вопрос политзаключенных, но Лукашенко ответил, что политзаключенных в Беларуси нет, а людей сажают в тюрьмы за уголовные преступления на митингах, а не за политические преступления, рассказал Фазель. На вопрос, согласен ли он с таким утверждением, Фазель сказал, что не знает.
В разговоре с премьер-министром Фазель также поднял вопрос гражданки Швейцарии Натальи Херше, которая находится в тюрьме. На вопрос журналиста освободят ли ее, Фазель сказал: «Не могу ответить на этот вопрос».
Фазель заявил, что имидж хоккея и IIHF не должен подвергаться опасности, но он попытался использовать свои личные отношения с Лукашенко, чтобы поднять вопрос о политической ситуации.
«Не попытаться – это не вариант. Я чувствую себя гамбургером, который провернули через мясорубку. Вы не можете себе представить, с какой ненавистью я столкнулся в соцсетях. Мы снова и снова спрашивали себя, можем ли мы провести чемпионат мира в этой стране, и поэтому мы поехали в Минск, чтобы там поговорить с людьми и выяснить, возможно ли это. Я также хотел посмотреть Лукашенко в глаза и узнать, возможно ли это», – сказал Фазель. Он сказал, что у Федерации есть контракт с организаторами и его нельзя разорвать только по политическим причинам.
Фазель отказался отвечать на вопросы, будет ли чемпионат проведен в Минске. Он заявил, что решение примет Совет IIHF. Возможно, это произойдет на следующей неделе.
Визит Фазеля в Минск состоялся 11 января. После поездки ему пришлось оправдываться в СМИ за дружеские объятия с Лукашенко.