Сергей Якупов, программный директор «Академии Пресс-клуба», рассказал БАЖ о своем задержании. Напомним, Якупова задержали 22 декабря и депортировали в Россию 31 декабря (он гражданин РФ).
Якупов находится под подпиской о неразглашении, но рассказал некоторые детали задержания.
Сергей узнал, что задержали основательницу «Пресс-клуба» Юлию Слуцкую, и через некоторое время ему позвонили в дверь. Он успел связаться с адвокатом и не стал открывать.
Около трех часов неизвестные стучали в дверь, а потом стали ее ломать.
«Я решил выйти и открыть им, но опоздал – дверь они разрезали специальным инструментом. Залетели в квартиру, где вместе со мной находились моя жена и 10-летний ребёнок. При этом они размахивали пистолетом, поставили меня на колени, ударили два раза по голове. После этого в квартиру зашёл инспектор ДФР, сказал, что это не обыск, а осмотр, и они будут изымать всю технику», – рассказал Якупов.
На осмотр квартиры ушло около 2,5 часа. Были изъяты два ноутбука, телефоны Сергея, его жены и ребенка, все банковские карты. По словам Якупова, он не подписывал никаких документов.
Затем Якупова отвезли в ДФР. Ночью и вечером у него было два допроса.
«В конце первого двухчасового допроса у трёх инспекторов получился один листочек записей. Они распечатали его и отнесли инспектору, который меня задерживал. После началась вторая серия допроса, но уже только с этим инспектором. Тогда же он и объяснил мне, на основании чего меня задержали», – рассказал Сергей.
Якупов просил позвать адвоката, но ему заявили, что это не допрос, поэтому адвокат не нужен.
Якупов сутки не знал свой юридический статус, его родственникам ничего не сообщали. 23 декабря разрешили прийти адвокату и начался первый официальный допрос. Вечером было вынесено постановление о задержании.
«Я видел в окно, что с раннего утра до вечера в тот день моя жена стояла под ДФР. Потом я узнал, что она несколько раз подходила к сотрудникам и спрашивала, здесь ли мы находимся. Ей отвечали, что таких нет, хотя мои данные дежурный записывал при входе в здание ДФР», – говорит Якупов.
После ночи на Окрестина утром 24 декабря Сергея снова отвезли в ДФР. Всех задержанных по делу «Пресс-клуба» собрали в одном зале, но возможности общаться у них не было. Позже им изменили статус со свидетелей на подозреваемых и избрали меру пресечения в виде заключения под стражу. Якупова отвезли в СИЗО на Володарского.
Допросы были каждый будний день с 28 декабря. За время нахождения в СИЗО Якупов общался с адвокатом «только пару раз по две минуты».
«Вопросы всегда были разные. За время допросов мы с адвокатом обнаружили много нестыковок, но следователь либо игнорировала наши замечания, либо просто зачитывала то, что было написано чужой рукой на отдельном листке», – говорит Якупов.
Якупова вызвали к следователю 31 декабря без адвоката и показали документ, в котором было написано, что в результате проведённых следственных действий не удалось установить каких-либо нарушений. По словам Сергея, там было указано, что с него сняты все подозрения, мера пресечения отменена и его освобождают.
На выходе из СИЗО Сергея ждала жена, но рядом остановился автомобиль с сотрудниками департамента миграции. Они показали Якупову постановление о принудительной депортации с запретом въезда в Беларусь в течение 10 лет. Ему предложили отправиться в СИЗО до 5 января, чтобы после праздников отправить самолётом в Россию, или вылететь из страны самостоятельно в течение полутора часов.
Сотрудники департамента миграции настаивали, что покинуть Беларусь можно только на самолёте. В результате Якупов смог достать билет в Москву транзитом через Вильнюс и Стамбул.
22 декабря были задержаны основательница «Пресс-клуба» Юлия Слуцкая, программный директор Алла Шарко, финансовый директор Сергей Ольшевский, директор «Академии Пресс-клуба» Сергей Якупов, оператор Петр Слуцкий и бывшая журналистка БТ Ксения Луцкина, сотрудничавшая с «Пресс-клубом». В офисе организации и дома у задержанных прошли обыски. Их проводили сотрудники ДФР КГК в рамках проверки по фактам нарушения налогового законодательства. 31 декабря Якупова депортировали из Беларуси, а остальным задержанным предъявили обвинения по делу об уклонении от уплаты налогов. Они остаются под стражей.