Как бизнес и беларусы встретили вторую волну коронакризиса

Главное
Иллюстративное фото pixabay.com

Беларусский бизнес ожидает от второй волны коронавирусной пандемии большего ущерба, чем от первой, а население продолжает адаптироваться к коронакризису. Исследователи ИПМ и BEROC представили результаты пятой, ноябрьской, волны исследования реакции бизнеса и населения на коронакризис в рамках проекта «Открытый диалог по экономическим реформам».

Опросы проводятся с апреля на репрезентативной выборке размером более 1000 человек среди населения при участии компании SATIO и на выборке 100 или 400 компаний микро-, малого и среднего размера среди бизнеса. Пятая волна опроса бизнеса включала 400 респондентов.

Беларусы снова боятся заразиться и потерять работу

Среди страхов беларусов в ноябре по мере роста заболеваемости снова на первое место вышли опасения по поводу роста числа зараженных.

«Вторая волна начала подниматься, и опасения взлетели до уровня апреля и мая. 69,3% больше всего опасаются именно этого», — отметила социолог Исследовательского центра ИПМ и BEROC Дарья Урбан.

Помимо рисков для здоровья, беларусы в ноябре также были сильно озабочены возможным снижением доходов. Опасения по поводу изменений курса рубля поутихли в сравнении с сентябрем. Также почти в два раза снизилась доля тех, кто ожидает дальнейшего развития митингов и протестов.

«Впервые за долгое время больше 20% опасаются введения строгих карантинных мер», — отметила новую тенденцию Дарья Урбан.

Как бизнес и беларусы встретили вторую волну коронакризиса
Диаграмма: BEROC

По ее словам, в целом беларусы достаточно негативно оценивают перспективы развития ситуации. Пессимизм преобладает среди опрошенных во всех волнах исследования.

«В ноябре взгляд в целом стал более негативным, так как уменьшилась доля тех, кто дает позитивные оценки», — отметила социолог.

Как бизнес и беларусы встретили вторую волну коронакризиса

На рынке труда поводов для паники ноябрь не преподнес.

«По сравнению с маем количeство тех, кто сталкивается с потерей работы среди родственников и знакомых, сократилось», — сказала Дарья Урбан.

При этом растет доля тех, кто не сталкивался с негативными явлениями на рынке труда. С сентября отмечается тенденция к потере работы среди сотрудников IT-компаний. В ноябре в основном на потерю работы жаловались они и работники HoReCa.

Как бизнес и беларусы встретили вторую волну коронакризиса

Доходы падают

Снижение доходов по сравнению с докризисными временами заметили уже 50% населения. Медианное сокращение доходов при этом составляет 30%. Половина респондентов заявила, что их доходы сократились в таком размере.

В перспективе 36,9% опрошенных ожидают, что доходы продолжат снижаться, 45,2% надеются на их сохранение на текущем уровне и только 6,3% ожидают роста доходов.

«По сравнению с началом эпидемии, конечно же, позитивная тенденция видна у таких сфер, как торговля и ремонт, транспорт и связь. У них снижается число людей с падающими доходами. В целом процент тех, у кого снижаются доходы, остается достаточно высоким по всем отраслям, и у некоторых он превышает 50%», — отметила Дарья Урбан.

По ее словам, также отмечается тенденция к сокращению доли людей с падающими доходами в малых городах с населением менее 5 тыс. человек. Она приближается к среднему уровню по стране.

«На государственных предприятиях люди чаще сталкивались с падением доходов, чем на частных. Однако тенденция и там, и там позитивная», — добавила исследовательница.

Как бизнес и беларусы встретили вторую волну коронакризиса

Среди причин снижения доходов беларусы ставят на первое место изменение курса рубля, на второе — уменьшение числа заказов и клиентов, на третье — сокращение зарплат или отсутствие премий. При этом в ноябре достаточно резко выросла доля тех, кто среди причин падения доходов назвал снижение зарплат или отказ от их повышения.

Как бизнес и беларусы встретили вторую волну коронакризиса

Сбережений у беларусов по-прежнему хватает в основном на месяц и меньше. О наличии такого размера сбережений заявили 50% от тех, кто имеет «заначки». При этом среднее количество месяцев, на которые хватит сбережений, в течение полугода практически не меняется. По мнению Дарьи Урбан, это может говорить о том, что люди более рационально подходят к их оценке либо просто не тратят их.

Беларусы осенью стали активнее переводить сбережения в валюту.

«Не меняют и не хотели менять рубли на валюту лишь 18,5% населения. Это объясняет, почему людям так тревожно из-за изменения курса рубля», — отметила Дарья Урбан.

Как бизнес и беларусы встретили вторую волну коронакризиса

Бизнес опасается второй волны сильнее

Беларусский малый и средний бизнес продолжает считать главной проблемой падение внутреннего спроса.

«На протяжении всех пяти волн исследования основная проблема, которую наблюдают руководители предприятий, это падение внутреннего спроса. Этот ответ занимает первое место во всех наших волнах», — рассказал старший научный сотрудник Центра экономических исследований BEROC Родион Морозов.

Такой ответ выбрали более 60% опрошенных. В ноябре в сравнении с сентябрем снизилось число предпринимателей, для которых большой проблемой была нестабильность национальной валюты. Также в качестве позитивных тенденций Родион Морозов отметил, что предприниматели меньше жаловались на рост дебиторской задолженности и падение спроса на внешних рынках. Вместе с тем для них обострились проблемы с ликвидностью, а также чаще стали называть причиной проблем повышение цен поставщиков и подрядчиков, что эксперт связывает с ослаблением национальной валюты.

В сентябре в опрос авторы исследования стали включать вариант ответа «снижение производительности труда сотрудников из-за общественно-политической ситуации». Тогда его в качестве главной причины назвали 10% респондентов, в ноябре — уже только 4%.

Как бизнес и беларусы встретили вторую волну коронакризиса

Беларусский бизнес продолжает ощущать падение выручки. В ноябре 16,6% опрошенных заявили о ее снижении более чем на 20%. В мае таких было больше половины.

«Осенью можно наблюдать увеличение предприятий, потерявших больше 20% выручки по таким видам деятельности, как профессиональная, научная и техническая деятельность и информация и связь. Все это отрасли из сегмента В2В», — отметил Родион Морозов.

Также в ноябрьском опросе исследователи поинтересовались оценкой беларусским бизнесом рисков. Как в опросе населения, на первое место вышло ухудшение эпидемической ситуации, вторым риском стало падение доходов населения, а третьим — макроэкономическая нестабильность. Также бизнес в значительной степени обеспокоен изменением госполитики по отношению к нему и усилением давления со стороны государства. Обеспокоенность по этому поводу проявили более половины опрошенных.

Риски, связанные с госполитикой, чаще других называли предприниматели, работающие в сфере транспорта, профессиональной, научной и технической деятельности, услуг по временному проживанию и питанию.

Как бизнес и беларусы встретили вторую волну коронакризиса

Один из вариантов рисков — «угроза безопасности и задержания сотрудников». Его чаще других указывали IT-предприниматели, а также ведущие бизнес в строительстве, профессиональной научной и технической деятельности. Здесь этот риск вызывал обеспокоенность у более половины респондентов. В географическом срезе были больше обеспокоены бизнесмены из Минска и Минской области.

Как бизнес и беларусы встретили вторую волну коронакризиса

В рамках ноябрьского опроса обнаружилось, что беларусский бизнес стал выбирать «позитивные» стратегии минимизации рисков, которые состоят в освоении новых товаров и услуг, рынков, повышении эффективности бизнес-процессов. Сокращение бизнеса, оптимизацию расходов и другие «негативные» стратегии стали называть реже.

Родион Морозов связывает это с влиянием кризиса.

«За период с марта по ноябрь многие из тех, кто пошел по не слишком позитивным сценариям, уже их реализовали. Кто-то уже вывел деньги, кто-то уже продал бизнес. Остались умные и более инициативные предприниматели, которые смогли выстоять и в первую волну пандемии, и в сложной общественно-политической обстановке», — предположил он.

При этом в сфере деятельности «Информация и связь», включая IT, преобладают стратегии приостановки инвестиций, сокращения найма и даже сокращения штата сотрудников, что пересекается с данными опроса населения. Данная отрасль позднее сталкивается с последствиями коронакризиса, которые еще и усугубляются политической напряженностью.

Вместе с тем бизнес считает, что вторая волна пандемии ударит по нему сильнее, чем первая. Исследователи предложили респондентам вариант ответа «по сравнению с первой волной предприятие упрочило свои позиции и ожидает извлечь выгоду из второй волны эпидемии». Его не выбрал никто.

«Мало кому удалось каким-то образом воспользоваться угрозой эпидемии и занять более конкурентную позицию», — прокомментировал Родион Морозов.

Хуже, чем первая, вторая волна эпидемии отразится на строительстве, творчестве, развлечениях и отдыхе, торговле, профессиональной, научной и технической деятельности, считают предприниматели.

Как бизнес и беларусы встретили вторую волну коронакризиса

Проект «Открытый диалог» является партнерским проектом Центра экономических исследований BEROC и Press Club Belarus и осуществляется при поддержке Фонда Посольства Нидерландов по региональному партнерству (MATRA) и Шведского агентства по развитию международного сотрудничества (Sida).

Ранее Reform.by писал о предыдущих волнах опроса. См. также «Беларусский бизнес адаптируется к коронакризису» и «Коронакризис добрался до регионов Беларуси»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Последние новости


REFORM.news


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: