Витольд Юраш: В чьих интересах польско-литовско-беларусская дипломатическая война?

Евросоюз ввел санкции против Беларуси, и эти санкции крайне слабые. На заднем фоне начинается польско-беларусская и польско-литовская дипломатическая война. О том, кому она может быть выгодна и ее возможных последствиях для Польши пишет на польском портале Onet.pl бывший временный поверенный в делах Польши в Беларуси, а теперь журналист и политолог Витольд Юраш. Предлагаем вам перевод опубликованной вчера статьи.

Евросоюз ввел санкции против Беларуси. Въезд в ЕС запрещен для 40 высших должностных лиц режима и силовых структур, но в этот список не входит (sic!) Александр Лукашенко. Также заморожены их возможные активы в ЕС, причем последний элемент режима санкций является чисто теоретическим по отношению к беларусским чиновникам.

Напомним, что из-за подавления демонстраций после президентских выборов в декабре 2010 года санкциям подверглись 157 человек, в том числе Александр Лукашенко. Санкции, введенные в январе 2011 года, были дополнены введением запрета на въезд и замораживанием активов очередных должностных лиц и ведущих предпринимателей, связанных с режимом. На следующем этапе санкции были также применены к десятку или около того беларусских компаний (в том числе к той, которая сдавала в аренду Польше здание польского посольства, что означало, что Варшава накрыла себя санкциями, потому что выплата арендной платы нарушила бы законодательство ЕС, что, в свою очередь, вынудило изменить положения о санкциях, чтобы наша страна не попала в курьезную ситуацию).

Никто не хочет умирать за Гданьск

Масштабы насилия после президентских выборов в этом году были во много раз больше, чем в 2010 году. В свете вышеизложенного тот факт, что список лиц, подпадающих под запрет на въезд и замораживание активов, в четыре раза короче, чем список, составленный 10 лет назад, и не включает президента государства, значителен и свидетельствует об отсутствии убежденности ведущих стран ЕС в эффективности санкционного механизма.

Однако, прежде всего, как сказал в интервью Onet высокопоставленный польский дипломат, который пожелал остаться неизвестным, «никто не хочет умирать за Гданьск», а Запад на самом деле не намерен бороться за демократию в Беларуси. Беларусь, по мнению нашего собеседника, важна для Запада почти исключительно в контексте России и, как это ни парадоксально, и для Польши — но Польша делает другие выводы, нежели многие наши партнеры.

Дипломатическая война

Не менее важным событием в отношении Беларуси является вчерашнее заявление МИД в Минске об отзыве для консультаций послов Беларуси в Польше и Литве. В МИД Беларуси заявили, что ожидают отзыва послов Польшей и Литвой. Глава польской дипломатии уже ответил на это и вместе со своим литовским коллегой заявил, что ни Варшава, ни Вильнюс не намерены откликаться на предложения беларусского МИДа.

Формально послы Польши и Литвы в Минске не были высланы, а Польша и Литва имели право проигнорировать предложение МИД Беларуси. Проблема в том, что когда в 2012 году имела место идентичная ситуация (с Польшей и главой представительства ЕС в Минске), Польша и Брюссель отозвали послов для консультаций. Затем, в знак солидарности, Минск покинули все остальные руководители институтов ЕС. Минск, видя отсутствие решимости ЕС в отношении Беларуси, может сыграть на том, что на этот раз так не произойдет.

Паралич дипломатии

Остается открытым вопрос, что будут делать беларусские власти в ситуации, когда Польша и Литва решили проигнорировать предложение об отзыве послов. Теоретически есть три варианта. Первый будет означать, что Минск отправит своего посла обратно в Вильнюс и Варшаву через несколько дней, но это кажется нереальным — зная, как работает беларусский МИД.

Второй вариант — игнорирование (полная изоляция) польских и литовских послов. Третий — формальная высылка послов, что обычно означает полную дипломатическую войну. К сожалению, она уже и началась. Беларусский МИД потребовал от Польши и Литвы ограничить количество своих дипломатов и довести его до количества беларусских дипломатов в Польше и Литве соответственно.

В случае Польши это означает сокращение количества польских дипломатов с 50 до 18! При ситуации, когда у Польши три дипломатические миссии в Беларуси (посольство и два генеральных консульства) и Польский институт, работающий отдельно, но с дипломатическим управлением, означает полный паралич польской дипломатии в Беларуси.

После удаления трех руководителей учреждений, атташе по обороне, по крайней мере одного шифровальщика, главы Польского института, офицера связи полиции, административных советников и руководителей служб безопасности не будет реальной возможности обеспечить непрерывность работы политического департамента. Не говоря уже о выдаче виз, консульском обслуживании, контактах с польским меньшинством или поддержке польского бизнеса.

Стоит ли быть первым в очереди?

В текстах, опубликованных на Onet, я неоднократно писал, с одной стороны, с симпатией к беларусам, которые подвергаются крайне жестоким политическим репрессиям, но с другой стороны, я утверждал, что Польша, как сосед, имеет слишком важные интересы в Беларуси, чтобы быть страной с самой жесткой позицией в ЕС против режима Лукашенко.

В ходе саммита ЕС пакет экономических предложений по постлукашенковской Беларуси был принят Польшей. Однако важность этого ничтожна. Если предложенный Польшей и поддержанный нашими партнерами в Союзе так называемый «План Маршалла для Беларуси» спровоцирует беларусскую номенклатуру на действия против Лукашенко, для этого потребуется помощь на уровне, во много раз превышающем заявленный миллиард долларов. Ведь если предположить, что Беларусь примет помощь Запада и потеряет поддержку Москвы, то, чтобы выжить, она должна иметь как минимум столько же денег от Запада, сколько получает от России, а не в несколько раз меньше.

Кому выгодно изолировать Польшу и Литву?

Определенная позиция Польши и Литвы (и — хотя и в меньшей степени — Латвии и Эстонии), о чем свидетельствует скромный список лиц, подпадающих под санкции, не получает особой поддержки в ЕС. Отсутствие наложения на Александра Лукашенко даже символического запрета на въезд в ЕС, — это издевательство и демонстративный сигнал о намерениях.

Интересно, что и Вашингтон, значение которого в Литве доказывать не нужно, и о позиции которого в Польше свидетельствует особый стиль действий посла Мосбахера, также не выбирает жесткого курса в отношениях с Минском, поскольку после брутального разгона демонстрации в Минске Госдепартамент объявил о скорой отправке нового посла США в Минск. Что касается санкций, Вашингтон ограничился применением их лишь к восьми беларусским чиновникам. Жесткая позиция Варшавы явно отличается от линии Вашингтона, принятой на данном этапе, что определенно не является нормой в польско-американских отношениях.

Следует задать вопрос, выгодна ли дипломатическая война между Польшей, Литвой и Беларусью только России или, возможно, также тем странам на Западе, которые пробуют начать новые отношения с Россией, или пытаются любой ценой избежать спора с Россией по поводу Беларуси. Они могут быть рады нарастающему конфликту как Варшавы, так и Вильнюса с Минском, чтобы затем, воспользовавшись замораживанием наших отношений с Минском, иметь возможность вести переговоры с Россией по Беларуси, игнорируя наши интересы.

Неважно, если бы у Польши были другие отношения с Минском, имела ли бы она какое-то влияние на режим в Минске. Тот факт, что почти наверняка не имела, не имеет значения. Важно только то, не станут ли такие плохие отношения поводом для исключения Варшавы из игры. В конце концов, все, что имеет значение, — это то, что тот, кто не сидит за игровым столом, не будет иметь никакого влияния на исход игры. И неважно, не будет ли данной страны за игровым столом по морально правильным причинам или нет. Кого не будет за столом, тот уже проиграл.

***

Перевод Reform.by

***

Мнение и оценки автора материала могут не совпадать с мнением  редакции Reform.by.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.