Даже те ограниченные запретные меры, которые ввел Евросоюз в отношении 40 беларусских чиновников и силовиков, не являются абсолютным запретом. В рамках международного права страны Евросоюза в ряде случаев обязаны позволять въезд лицам из «черного списка». И в предыдущие санкционные периоды беларусские чиновники и силовики воспользовались практически всеми из них. Основные правовые лазейки следующие:
(1) В стране находится штаб-квартира международной межправительственной организации, и лицо направляется туда по приглашению – случай поездки экс-министра МВД Анатолия Кулешова в французский Лион в 2012 году по приглашению Интерпола.
(2) Страна принимает международную конференцию, которую организует, либо которая проводится под эгидой ООН – случай поездки Александра Лукашенко в 2005 году на сессию Генеральной Ассамблеи ООН, несмотря на санкции США.
(3) Страна принимает мероприятие Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе – таким образом Лидия Ермошина в качестве главы ЦИК Беларуси и ее бывший заместитель съездили в Вену в 2015 году.
(4) Обязанность Италии делать исключения на запрет въезда и транзита, если лицо из санкционного списка аккредитовано Ватиканом и туда направляется (на основании Латеранских соглашений 1929 года). Даже этой редкой лазейкой беларусские чиновники под санкциями уже пользовались – благодаря ей в 2013 году на интронизации Папы Римского в качестве главы беларусской делегации побывал находящийся под санкциями Анатолий Рубинов.
Кроме этого, фигуранты «черного списка» могут оспаривать свое нахождение там в Суде Евросоюза. Именно так Владимир Пефтиев, Юрий Чиж и связанные с ними компании добились вывода их из-под санкций в 2014-2015 годах.
А заместитель председателя ЦИК Вадим Ипатов, хоть и не переубедил Суд Евросоюза в необходимости исключить его из «черного списка», тем не менее добился в 2012 году финансовой помощи в размере до 6 тысяч евро на оплату хорошего адвоката, а в 2014 — еще и доплаты адвокату в размере 1,5 тысяч евро. Для этого он воспользовался положением Регламента Общего суда ЕС о правовой помощи, согласно которому суд должен частично или полностью покрывать издержки, связанные с услугами адвоката и другой правовой помощью в случае, если заявитель находится в затруднительной экономической ситуации.
Таким образом, беларусские фигуранты «черных списков» могут оспаривать нахождение в них в судебном порядке и даже получать финансовую помощь ЕС на оплату адвоката, а также могут посещать страны Евросоюза в определенных случаях-исключениях, оговоренных международным правом. И не просто могут, а неоднократно делали это.
***
Понравился материал? Успей обсудить его в комментах паблика Reform.by на Facebook, пока все наши там. Присоединяйся бесплатно к самой быстрорастущей группе реформаторов в Беларуси!
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: