Глава Центральной избирательной комиссии Лидия Ермошина назвала нынешние президентские выборы самой сложной кампанией, заявила об угрозах в адрес ЦИК и членов более низких избиркомов, призналась, что перестала ходить по улицам, и объяснила, зачем написала заявление на Тихановского. Об этом она рассказала в интервью «РИА Новости».
Ермошина заявила, что если на прежних выборах дестабилизировать ситуацию могли пытаться политики в период агитации и в конце выборов, то сейчас «создать некую революционную обстановку» в стране попытались уже с момента сбора подписей, причем те, кто и не собирался становиться кандидатами. Тем не менее она считает, что данная ситуация изменится, так как «зачинщики» арестованы. Она обвинила в дестабилизации Николая Статкевича и Сергея Тихановского.
«Это опять-таки связано прежде всего с тем, что наиболее активные организаторы всех этих беспорядков просто находятся в местах не столь отдаленных и не могут руководить тем самым революционным процессом. Я имею в виду господина Тихановского и господина Статкевича», — сказала Ермошина.
Она обвинила Статкевича в том, что тот организовал «кандидатов протеста».
«Именно Статкевич привел в ЦИК группу из 30 граждан, которые не планировали стать кандидатами в президенты, но находились под его абсолютным политическим влиянием и пытались, подав массово документы на регистрацию своих инициативных групп, дезорганизовать работу ЦИК. Просто они были уверены, что мы не в состоянии проверить все представленные документы и выпустим в свободное пространство по крайней мере 30 политических ораторов, которые будут создавать напряженный политический фон. Это не удалось. Нас стали запугивать, потому что были другие «бойцы», это уже Тихановский вступил в бой», — сказала глава ЦИК.
По ее словам, в ЦИК приходят электронные письма и поступают звонки с запугиваниями и угрозами, которые участились после ареста Виктора Бабарико. Ермошина отметила, что по текстам видно, что их пишут «неадекватные люди». На вопрос о том, опасается ли она за свою безопасность и ходит ли с охраной, глава ЦИК ответила отрицательно.
«Но я вообще не хожу уже по улицам. То есть я приезжаю на работу и уезжаю на машине домой, в Дрозды. По сути дела, если бы не огороженный поселок, у меня не было бы возможности дышать свежим воздухом. А опасаться или не опасаться за свою безопасность – это бесполезно. Я думаю, что нужно, во-первых, всегда сохранять присутствие духа и, во-вторых, верю в наши правоохранительные органы», — сказала Ермошина.
Она объяснила, что написала заявление об угрозах со стороны Тихановского для того, чтобы создать правовой прецедент и показать другим членам избиркомов, что они защищены законом.
«Это первый правовой прецедент в нашей стране, когда вообще заработала статья, направленная на борьбу с теми, кто угрожает членам избирательных комиссий. Мы, конечно, посмотрим… У господина Тихановского и так хватает обвинений по другим статьям, это всего лишь небольшая часть. Но я бы хотела, чтобы расследование уголовного дела, которое на данный момент ведется, послужило уроком для остальных — кто не может сдержать свой язык», — сказала глава ЦИК.
Напомним, Лидия Ермошина рассказала в начале июня, что подала на Тихановского заявление в СК, так как он угрожал прийти к ней домой вместе со своими сторонниками, а также на его пикетах висели надписи «Прихлопнуть [оскорбительное прозвище Ермошиной]». Она также обвинила Тихановского в попытке использовать избирательную кампанию для смены власти.
Блогер Сергей Тихановский, который не смог выдвинуться в кандидаты в президенты из-за ареста, был задержан в конце мая в результате провокации на его пикете. Вскоре был задержан и Николай Статкевич. Они находятся в СИЗО и вместе являются обвиняемыми по одному делу об организации массовых беспорядков. Оба признаны политическими заключенными.