В штабе претендента на президентский пост и главы партии «Беларусская социал-демократическая Грамада» Сергея Черечня прокомментировали ситуацию с количеством подписей. Откуда взялись лишние подписи, они не знают, но оспаривать данные ЦИК не намерены. Вместо этого команда кандидата будет продолжать предвыборную кампанию.
Напомним, вчера Центризбирком огласил результаты проверки подписей за выдвижение кандидатов в президенты. Достаточное количество, после массовой отбраковки подписей за некоторых кандидатов, осталось у шести человек, которые и продолжат президентскую гонку. Но если у четырех из них цифры подписей после проверки уменьшились, то у двух — выросли по сравнению с теми цифрами, что они сами называли в СМИ. Так, у Анны Канопацкой появилось 146,6 тыс. вместо 110 тыс. подписей. Она объяснила это недопониманием с журналистами.
Прибавилось подписей и у Сергея Черечня: он сообщал, что сдал в комиссии 106 500, но в документе ЦИК у него оказалось 143 109 подписей, то есть тоже на 36,6 тысяч больше. Однако в штабе кандидата подчеркивают: они понятия не имеют, откуда эти подписи появились.
— То количество, что прошло через штаб, было нами проверено и передано в комиссии, составляет 106500. Те подписи, что не прошли нашу проверку, мы не учитывали, — рассказал Reform.by пресс-секретарь штаба Черечня Олег Чумаков.
— А не могли эти 36 тысяч пройти не через штаб и быть сданными кем-то еще?
— Нам самим интересно.
— То есть откуда появились еще 36 тысяч, вы не знаете?
— Нам это неизвестно.
— Почему же ЦИК дал такие цифры?
— Те технологии, которые в наших выборах применяются… Это действительно ноу-хау мирового масштаба. Поэтому без юмора это сложно комментировать, — отметил Чумаков.
Тем не менее, по его словам, команда Черечня не намерена оспаривать результаты проверки и доказывать, что ЦИК засчитал кандидату подписи, которых не было. Штаб не считает, что использование законных механизмов в данном случае что-то даст: в этой кампании добиться чего-то жалобами и судам «ни у кого еще не получилось», говорит Чумаков.
— Но если у вас есть документальные доказательства, что вы сдавали 106,5 тысяч и не могли получить 143 тысячи, вы можете это использовать, хотя бы продемонстрировать, что было совершено нарушение.
— Как мы можем это продемонстировать? Мы ведь не можем показать бумагу, где написано, что ЦИК принял у нас такое количество подписей. Потому что никто [в комиссиях] количество именно подписей не считал. При приеме подписей в комиссиях фиксируется только количество подписных листов. Но как мы докажем, сколько подписей было на листах? Там могла быть и одна подпись, и полностью заполненный лист. Поэтому каким-то образом доказать, что у нас было именно такое количество подписей (106,5 тыс. – прим.), — не думаю, что это возможно. И мы не понимаем, что это может дать. Дел много, а нас довольно мало, чтобы браться за то, что не даст никакого эффекта, — объяснил Олег Чумаков.
Сказать, имеет ли штаб кандидата точные данные, сколько подписных листов было сдано координаторами в территориальные комиссии в целом по Беларуси, пресс-секретарь не смог. Руководитель инициативной группы Черечня Николай Лысенков в течение дня также никак не ответил на данный вопрос. При получении ответа материал будет дополнен.
Несмотря на сложившееся положение, в штабе Сергея Черечня намерены продолжать избирательную кампанию.
— Мы одни из тех немногих участников выборов, которые представляют не действующую власть и не систему. Конечно, мы остаемся и будем участвовать, раз уже взяли разбег. Все же много людей в это вложило свои силы. Просто так сказать: все, раз нам такое подкинули, то мы снимаемся и участвовать не будем, – это было бы непрофессионально. Будем заниматься агитацией. А вообще Сергей Черечень вчера заявил, что есть смысл уже на этом этапе собираться всем альтернативным кандидатам и для начала хотя бы обсудить, что делать дальше, — сказал Олег Чумаков.
— Пока вы с другими кандидатами не контактировали по этому поводу?
— Пока нет.
— В соцсетях выскзаывают мнение, что оппозиционные кандидаты должны использовать возможности агитационной кампании, но перед днем выборов сняться, чтобы оставить действующего президента соперничать с самим собой. Вы не рассматриваете такой вариант?
— Пока не думали об этом.
Пресс-секретарь объяснил, что Сергей Черечень пошел на эти выборы, чтобы попытаться добиться изменений для нормальной работы бизнеса и донести до избирателей свою программу.
— Он как бизнесмен видел много примеров того, что для развития бизнеса в Беларуси – а у него бизнес в реальном секторе и в IT – нужно что-то изменять в существующей системе, подходах к управлению экономикой. Но никто эти изменения реализовывать не стремится. И раз никто не хочет или не может – можно попытаться и самому. Он ведь уже несколько лет в политике, а с 2018 года возглавляет партию. И это первые президентские выборы с того времени, — отметил Олег Чумаков.
— То есть это скорее попытка донесения своей повестки?
— Почему попытка? Выборы – это площадка, на которой можно максимально большому числу людей предложить свой взгляд на изменения, необходимые Беларуси. И если эта программа людям понравится и выберут президентом – то можно будет и реализовать на практике. Потому что на сегодня президент в системе власти занимает центральное место, от него зависит развитие страны. Поэтому побороться за этот пост – почему бы и нет, раз такая возможность появилась, — сказал пресс-секретарь потенциального кандидата в президенты.