Беларусский бизнес постепенно адаптируется к коронакризису. Малые и средние предприятия по-прежнему считают главной проблемой падение спроса, однако стали меньше сокращать сотрудников при продолжающемся падении выручки и рассчитывают сохранить свой бизнес на достигнутом уровне. Об этом свидетельствуют результаты новой волны опроса беларусского бизнеса. Они были представлены сегодня в рамках онлайн-встречи «Открытый диалог по экономическим реформам», организованной BEROC и Press Club Belarus.
Первая волна исследования состоялась в конце апреля, вторая — в конце мая. В ней приняло участие порядка 100 субъектов малого и среднего предпринимательства из всех регионов страны. Исследователи также постарались охватить все отрасли экономики, сообщил старший научный сотрудник Центра экономических исследований BEROC Родион Морозов.
Главной проблемой, с которой продолжает сталкиваться беларусский бизнес, остается падение спроса и, как следствие, сокращение выручки.
«Продолжается падение спроса. Все больше предприятий начинают чувствовать, что потребители тратят меньше на их услуги, меньше начинают покупать», — сказал Родион Морозов.
Если в конце апреля 59% респондентов говорили о том, что спрос сокращается, то в конце мая об этом заявили уже 68% опрошенных. Тревожным звонком является рост дебиторской задолженности. В апреле о нем говорили 22% респондентов, а в мае — уже 31%.
«Бизнес начал ощущать повышение цен, при том, что инфляция у нас не такая быстрая, но то, что касается импорта, ситуация для бизнеса изменилась», — добавил Родион Морозов.
Доля респондентов, которые пожаловались на рост цен, за месяц выросла почти в два раза.
«Из положительного мы видим, что ушла проблема с нестабильностью беларусской валюты. Мы видим, что рубль укрепляется и для бизнеса это уже не является серьезной проблемой», — отметил эксперт.
Еще одна позитивная тенденция — бизнес стал меньше сокращать персонал. Если в апреле о сокращении работников заявили 25% респондентов, то в мае — 20%. Родион Морозов видит две причины такого изменения поведения предпринимателей.
«Первая причина — все сокращения прошли раньше. Бизнес достаточно быстро отреагировал на ситуацию и сократил основную часть работников раньше, чем в мае. Второе — бизнес вышел на тот уровень, который позволяет выплачивать зарплату оставшимся сотрудникам», — пояснил научный сотрудник BEROC.
Снижение выручки отмечается во всех отраслях. Практически везде доля предприятий, потерявших более 20% выручки, выросла. Самые высокие темпы прироста отмечаются в промышленности.
«Кризис добрался до промышленности, которая в первой волне кризиса не так пострадала, как сфера услуг: отели, рестораны, транспорт, спорт, досуг, здоровье. Это показывает, что кризис постепенно перекидывается на отрасли, которые мы считаем важными для поддержания занятости», — сказал Родион Морозов.
По данным опроса, 63% малых и средних предприятий не планируют сокращений в ближайшие три месяца. 2% даже заявили о расширении штата.
«Две трети бизнеса в принципе видят, что с нынешним количеством персонала, используя другие меры для борьбы с кризисом, им удастся вырулить из сложившейся ситуации», — отметил эксперт.
Негативная тенденция по занятости отмечается в промышленности. Если на конец апреля респонденты из этой отрасли не сокращали персонал, то в мае о планах по увольнениям заявили уже 17% опрошенных.
Как и в апреле, сокращение персонала не относится к приоритетным способам адаптации бизнеса к кризисным явлениями. В основном предприниматели сокращают «лишние» расходы.
«Бизнес по-прежнему пытается вырулить из ситуации, сокращая второстепенные расходы. Это то, что связано с поддержанием офиса, мероприятий, канцелярскими товарами. Кроме этого, пытаются проводить переговоры с поставщиками по поводу цен. Это меры, которые не касаются сотрудников», — пояснил Родион Морозов.
Помимо увольнений, в мае сократилась доля респондентов, которые переводили работников на неполный рабочий день. Оптимизируя занятость, предприниматели пользуются летним периодом и отправляют работников в отпуска, как неоплачиваемые, так и оплачиваемые.
Бизнес реже стал искать новые форматы деятельности и пытаться сменить бизнес модель. Это связано, как с тем, что в некоторых отраслях такой путь является проблематичным или невозможным, так и с тем, что предприниматели могли попробовать новые модели ранее и разочароваться в них. Наиболее адаптивными остаются отрасли образования, профессиональной, научной и технической деятельности, информации и связи.
О постепенной адаптации бизнеса к кризису свидетельствует и более оптимистичная оценка респондентами своей «подушки безопасности». В большинстве отраслей увеличилась доля тех, кто считает, что «подушки безопасности» хватит более чем на два месяца. Исключение составляют транспорт и логистика, строительство, а также информация и связь. По мнению эксперта, это связано с некоторой активизацией спроса, а также может являться следствием тех антикризисных мер по сокращению расходов, которые бизнес предпринимал ранее.
Бизнес хуже оценивает свое экономическое положение. По данным опроса Исследовательского центра ИПМ, в мае около 40% респондентов назвали свое положение очень плохим или скорее плохим, хотя в январе таких было только порядка 7%. При этом беларусский бизнес пока не планирует сильно сокращаться. 86,1% респондентов заявили, что нацелены на сохранение достигнутого бизнеса. В январе 46,9% планировали его расширять, а сейчас таких только 9,9%. Доля тех, кто планировал сокращать деловую активность, не изменилась.
«Все-таки наш бизнес рассчитывает на то, что кризис не будет долгосрочным. Потому что, если сравнить с затяжным кризисом, который был у нас 2015-16 году, тогда больший процент был нацелен сокращаться», — пояснил Родион Морозов.
В будущее бизнес смотри скорее с пессимизмом. Более 80% респондентов ожидают ухудшения ситуации, как в своей отрасли, так и в экономике в целом.
«Предприятия фактически одинаково негативно оценивают тенденции, как в отрасли, так и в экономике в целом. Можно увидеть, что порядка 80% говорят о том, что ситуация в отрасли быстро или постепенно ухудшается. Есть понимание того, что ситуация ухудшается и продолжит ухудшаться, но нет понимания, как долго она будет ухудшаться», — сказал Родион Морозов.
Исследователи оценили в конце мая, как бизнес воспользовался нормами указа президента №143 «О поддержке экономики».
«Нас удивило, что фактически 42% компаний не слышали об указе или только слышали и читали о нем, но не заглядывали в него», — сказал Родион Морозов.
Он напомнил, что опрос проводился в конце мая, лишь спустя месяц после принятия указа. По его мнению, такая оценка бизнеса может быть связана с тем, что информационная кампания по продвижению документа была недостаточной.
«Вторая причина может быть в том, что принятие этого указа было жестко раскритиковано представителями бизнес-ассоциаций, что могло подтолкнуть предприятия к тому, чтобы не углубляться в этот указ», — сказал он.
Представитель BEROC считает, что очередная волна опроса бизнеса, которая начинается сейчас, должна показать другие результаты.
«Даже по той информации, которую публикует Мингорисполком, видно, что спрос на то, чтобы получить определенную поддержку в соответствии с указом, есть», — сказал он.
***
Понравился материал? Успей обсудить его в комментах паблика Reform.by на Facebook, пока все наши там. Присоединяйся бесплатно к самой быстрорастущей группе реформаторов в Беларуси!