Претендент в кандидаты в президенты Виктор Бабарико дал развернутое интервью литовскому новостному порталу Delfi, в котором рассказал о ситуации, сложившейся вокруг “Белгазпромбанка”, работе инициативной группы в данных условиях, а также спрогнозировал развитие событий в течение предвыборной кампании.
Потенциальный кандидат отметил, что вариант использования силовых методов просчитывался, однако в другой последовательности. Предполагалось, что сперва действия такого плана будут предприняты в отношении самого Виктора Бабарико, а после последует давление на более широкий круг людей. Нынешний ход действий он объясняет попыткой найти на него хоть какой-то компромат. Кандидат считает, что события последних дней говорят о двух моментах: страхе власти и отсутствии прямых зацепок против него.
«Представьте себе ситуацию: в стране есть банк, который я возглавлял 20 лет, проходило много проверок, это один из лучших банков. Все было тихо, мирно, хорошо. И вдруг – выстрелило. Оказывается, существовала целая империя. Куда же смотрели до этого? Как же пропустили, не замечали такого страшного монстра?», — задается вопросом Бабарико.
Он отмечает, что команда быстро сориентировалась и имеет алгоритм действий для того, чтобы получить регистрацию в ЦИК.
Виктор Бабарико прокомментировал инициативу введения санкций в отношении беларусских чиновников, с которой выступал в том числе европарламентарий Пятрас Ауштрявичюс. Он отметил, что инициативы, поддерживающие демократические начинания, будут идти Беларуси на пользу и высказал желание привлечь внимание к происходящему всего мирового сообщества.
«Потому что сейчас есть ощущение, что реально небольшая группа людей узурпировала право говорить от имени народа. И самое страшное, что это же еще даже не выборы. Уже на этой стадии грозят кровью, расстрелами – а это прозвучало из уст лидера страны – что мы будем расстреливать, напомним всем о тысячах убитых… Конечно же, нам нужна любая помощь. Мы хотим огласки, чтобы в нашем штабе, чтобы здесь присутствовало максимальное количество наблюдателей. Чтобы дела, которые сейчас заводятся, были бы в рамках законодательства. А не в спешке. Я не знаю, что будет происходить, какое давление сейчас на людей, которые задержаны. Я не исключу любые методы для того, чтобы они оговорили себя и близких себе людей. С моей точки зрения, можно ожидать любых действий», — сказал он.
На просьбу дать оценку проекту АЭС в Островце и поразмышлять о разрешении противоречий между Беларусью и Литвой в этом вопросе, Бабарико сказал, что факторы, сопутствующие строительству и ситуация с выборами говорят о значительных рисках, учитывая, что АЭС находится «в руках людей, предпринимающих не вполне адекватные действия».
Он полагает, что этот вопрос должен решаться на международном уровне. «Если оставить Беларусь один на один с этой ситуацией, то очень мало вариантов развития событий. Либо мы должны отдать 10 млрд долларов или около того уже взятых кредитов. А их еще нужно где-то взять. Либо мы должны запускать эту АЭС, для того, чтобы пытаться извлечь хоть какую-то экономическую выгоду. У меня нет сейчас правильного ответа. И я думаю, что его нет ни у кого. Я просто знаю, что этот ответ Беларусь должна искать вместе с экспертным международным сообществом», — сказал потенциальный кандидат.
Он также рассказал, как видит эффективную международную политику Беларуси. Кандидат отметил, что одной из главных причин, почему он решил принять участие в выборах, стала ситуация, с зависимостью беларусской экономики, которую считает фактором риска для суверенитета страны.
«Так все выстраивается, что все наши союзы какие-то подозрительно зависимые. Есть понимание, что куда бы мы ни шли – та же 31 карта — оказывается неизбежной потерей суверенитета. А я считаю, что любой союз — должен способствовать сохранению страны и ее процветанию. Поэтому я — за любой союз, который: Во-первых, не подразумевает утраты суверенитета Беларуси. Во-вторых, не ставит Беларусь в положение зависимой страны. Союзы должны быть максимально разнообразны Третья — очень важная составляющая – этот союз должен быть реально экономически выгоден для Беларуси. И мы последние время слышим от многих политиков – my country is the first. Я считаю, что это правильный посыл. Интересы своей страны превыше всего, а раз так, то значит нужно находить компромиссы», — сказал он.
Что касается договора о Союзном государстве России и Беларуси, Виктор Бабарико в очередной раз подчеркнул, что проект требует пересмотра, поскольку за 21 год существования не принес видимых результатов.
Рассуждая о пути становления Беларуси нейтральным государством, Виктор Бабарико ориентируется на успешный опыт Швейцарии, где инструментом нейтральности выступили банки. «То есть они предложили всем хранение самого ценного ресурса. Но в ХХI веке самое ценное – это data center. Беларусь уникальная большая страна с благоприятными климатическими и географическими особенностями, без землетрясений. Давайте сделаем всемирный data center. И будет Беларусь нейтральной, и все могут сказать — давайте защитим наш общий data center и обеспечим стране нейтральность», — отметил он.
Виктор Бабарико считает, что жесткие меры, предпринимаемые беларусской властью, сегодня приводят к обратному эффекту. Он считает, что причина кроется в переменах, произошедших в гражданском обществе, при которых власть продолжает использовать прежние методы. В качестве примера он приводит самоорганизацию беларусов во время эпидемии коронавируса
«И это для беларусов было невероятным открытием, что они – сила. Они могут себя защитить. И вот это послужило толчком к следующему этапу, когда появились новые лидеры, новые лица в президентской гонке. Беларусы дальше начинают раскрываться. Беларусы как пружина. Ее можно долго сжимать, но она может выстрелить, она уже начала разжиматься, и ее уже сжать полностью невозможно ничем. Можно попытаться удержать, да. Будущее беларусов теперь точно в руках самих беларусов. Перемены не персонифицированы. Дело не в Бабарико, Цепкало, Тихановском или любой другой фамилии, или Лукашенко. Уже вопрос в новом беларусском народе. В новом его осознании себя. В том, что народ вспомнил, что у него есть чувство собственного достоинства. Такой народ уже не удержать», — сказал Бабарико.
Он высказал уверенность в том, что победа – дело времени. «И это не пятилетка. Вопрос, победим ли мы 9 августа. Я не исключаю, если будут продолжены действия против народа, что это может произойти до 9 августа. Я даже таких вариантов не исключу. Но в любом случае – и это точно – выборы 2025 года будут в другой Беларуси однозначно. Это не просто последний срок. Это изменения. Вопрос только когда и как. Самое главное – как. Вы спросили о помощи международного сообщества – только не кровь. Я все-таки верю, что людям, которые исполняют приказы, наверно, должно быть понятно – не исполняйте незаконные приказы. Встаньте на сторону закону – и все будет другое», — сказал претендент в кандидаты.
Комментируя слова журналиста об отсутствии у основных альтернативных кандидатов богатого политического прошлого, Виктор Бабарико высказал уверенность, что, если беларусы в знак протеста против результатов голосования примут решение выйти на площадь, им не понадобятся планы лидеров. «Если белорусский народ выйдет, то он выйдет сам, и лидеры ему уже не будут нужны. Другое дело, пойдут ли лидеры с народом. Поэтому я всегда говорю, что не хочу призывать людей на площадь. Но я точно говорю, если люди выйдут на площадь, я буду вместе с народом на площади», — сказал он.
Виктор Бабарико исключает сценарий внешнего силового вмешательства, поскольку не видит внутри страны противоречий, которые поспособствовали бы этому. Также потенциальный кандидат высказал сомнение в том, что беларусские силовики будут исполнять преступные приказы против народа. «Я знаю многих офицеров, я знаю, что они имеют чувство собственного достоинства. И они помнят присягу, которую они давали, – служить Беларуси и беларусскому народу. И поэтому, мне кажется, людей, которые служат какому-то одному лицу, – очень мало. Большая часть силовиков не пойдет против своего народа. Вы можете мне напомнить Плошчу 2010. Но, понимаете, как бы ни было обидно, как бы много людей там ни было, там не стояли три с половиной миллиона. А электоральное большинство – если оно проголосует против существуюей власти – это три с половиной миллиона. Никогда не выходило столько людей. И даже если выйдет полтора миллиона, я думаю, это будет достаточно», — сказал он.
Относительно регистрации кандидатов в ЦИК, Виктор Бабрико отметил, что уверен в ее успешности. «Одно из немногих достоинств сегодняшней власти, что она очень редко обманывает. Ее иногда не слышат. Или неправильно трактуют. Но она очень редко обманывает. В среду прозвучала фраза от лидера, что по неформальным причинам отказывать в регистрации не будут. Это означает, что формальные причины существуют. По ним, может, раньше отказывали. Но сейчас дана установка – только следовать формально закону. В таких рамках оснований отказать просто не существует», — говорит потенциальный кандидат.
Он отметил, что команда досконально изучила нюансы закона, благодаря чему в процессе регистрации десятитысячной инициативной группы было отказано лишь двоим. По его словам, это говорит и о готовности группы к следующему этапу.
«Метод подачи у нас таков, что их (списки с подписями — Reform.by) нельзя будет ни расшить, ни вставить, ни изменить. Мы учли все нюансы. И раз нам обещали, что по неформальным причинам не будут отказывать, остается только метод, который пока, к сожалению, реализуется. У нас пытаются создать ситуацию, когда невозможно следовать формальным критериям. Но, как я уже сказал – против этого у нас тоже есть инструментарий, и он уже сегодня начал реализовываться», — подытожил Виктор Бабарико.