Олег Супрунюк и Павел Добровольский. Источник: БАЖ.
Беларусские правозащитники признали политическими заключенными журналистов Олега Супрунюка и Павла Добровольского, сообщает Беларусская ассоциация журналистов.
Брестского журналиста Олега Супрунюка приговорили к трем годам лишения свободы по обвинению в участии в «экстремистском формировании» (ч. 3 ст. 361-1 УК). Его обвинили в участии в Беларусской ассоциации журналистов (БАЖ), признанной «экстремистским формированием», и написании для нее статей.
Правозащитники считают, что уголовное преследование Супрунюка имеет политические мотивы и направлено на прекращение либо изменение характера его законной деятельности, связанной с ненасильственным осуществлением свободы выражения мнений и распространения информации.
Павел Добровольский – бывший журналист Naviny.by. Ранее он сотрудничал с различными независимыми изданиями, во время протестов 2020 года его задерживали и привлекали к административной ответственности в связи с осуществлением профессиональной деятельности.
Осенью 2021 года Павел покинул Беларусь. Однако, как стало теперь известно, с января 2025 года он находится в Беларуси под стражей в следственном изоляторе. Точная статья, по которой он обвиняется, неизвестна, однако обстоятельства, при которых происходит уголовное преследование, дают основания полагать, что причиной содержания Павла под стражей стала его прежняя деятельность, связанная с реализацией права на свободное выражение мнений и распространение информации.
«Антиэкстремистское законодательство используется властями Беларуси в целях политических репрессий. МВД и КГБ во внесудебном порядке произвольно признают экстремистскими группы граждан, объединенных общественными или политическими интересами, которые критикуют действия властей и требуют изменений в государстве и проводимой им политике.
Экстремистскими формированиями признаны и 39 СМИ и медиаорганизаций. Это открывает путь к произвольному привлечению к уголовной ответственности и лишению свободы их сотрудников, участников и респондентов в качестве несоразмерной меры ограничения права на свободу ассоциаций и свободу выражения мнений», – отмечают правозащитники.