Выборы в Венесуэле: насколько напуган Мадуро?

Комментарий
Сторонник кандидата Мадуро, Венесуэла. Фото: EFE

В Венесуэле 28 июля состоятся президентские выборы. Авторитарный правитель Венесуэлы Николас Мадуро уже столкнулся с самой сложной электоральной проблемой с момента вступления в должность в 2013 году. По мнению многих наблюдателей, у оппозиции есть реальные шансы сместить Мадуро и вывести страну из многолетнего политического и экономического кризиса. Но смирится ли «лидер Боливарианской революции» с вероятным поражением?

Маленькие и большие «хитрости»

В отличие от девяти кандидатов-соперников, портрет Николаса Мадуро размещен в избирательных бюллетенях не один или два раза, а целых тринадцать. Мадуро занял весь первый из четырех рядов в списке претендентов на высший государственный пост, констатирует АР.

Бюллетень президентских выборов 28 июля 2024 года в Венесуэле
Бюллетень президентских выборов 28 июля 2024 года. Изображение предоставлено национальным избирательным советом Венесуэлы (CNE). Фото: (CNE через AP)

Дело в том, что избирательное законодательство Венесуэлы позволяет размещать портреты кандидатов в бюллетенях столько раз, сколько политических партий их поддерживает. Маленькая, но довольно действенная хитрость, позволяющая придать одному из кандидатов видимость массовой поддержки и повысить его узнаваемость.

Трижды в бюллетене размещен портрет Эдмундо Гонсалеса Уррутиа — единственного, по мнению большинства экспертов, кандидата, который имеет реальные шансы победить Мадуро в ходе этой кампании.

Эдмундо Гонсалес Уррутиа приветствует сторонников во время предвыборного мероприятия в Пуэрто-ла-Крус
Эдмундо Гонсалес Уррутиа приветствует сторонников во время предвыборного мероприятия в Пуэрто-ла-Крус, Венесуэла, июль 2024 года. Фото: Miguel Gutiérrez/EPA.

«Хитростей» в ассортименте социалиста Мадуро и его авторитарного режима немало. Так, оппозиционная фракция, поддерживающая Гонсалеса, лишена доступа к государственным медиа. Выборы назначены на 28 июля – это день рождения Уго Чавеса, предшественника и учителя Мадуро. Что, по мнению властей, должно стать символом для поддерживающих их избирателей. А среди девяти зарегистрированных кандидатов в президенты большинство – спарринг-партнеры Мадуро, главная задача которых, как предполагается, — отобрать голоса у оппозиции. Среди них называют Луиса Мартинеса, кандидата от Партии демократического действия. Он решил не поддерживать Гонсалеса в ходе этих выборов, но часть голосов сторонников перемен в Венесуэле может достаться ему.

Однако все это «мелочи» по сравнению с тем, как действующая венесуэльская власть использует против оппозиции судебную систему. Подавляющее большинство известных оппозиционных политиков не могут выдвинуть свои кандидатуры по решению судов. Так, после объявления выборов в марте этого года венесуэльская оппозиция намеревалась выдвинуть кандидатом лидера движения Vente Venezuela Марию Корине Мачадо. В октябре 2023 года она победила на оппозиционных праймериз, набрав 92,35% голосов. Однако уже 26 января Верховный суд Венесуэлы принял решение запретить Мачадо занимать государственные посты в течение пятнадцати лет. Ее обвинили в сотрудничестве с экс-спикером парламента Венесуэлы, оппозиционным лидером Хуаном Гуайдо и поддержке санкций против режима Мадуро. Несколько активистов предвыборного штаба Мачадо были арестованы властями.

23 марта, за несколько дней до окончания этапа регистрации кандидатов, оппозиция заявила о выдвижении философа, историка и филолога Корины Йорис. Однако та не смогла зарегистрироваться из-за сбоя в электронной системе регистрации кандидатов. Оппозиционеры записали и распространили в соцсетях видео, в котором они много раз пытаются залогиниться на сайте избирательного совета Венесуэлы — и не могут этого сделать. Представители оппозиции убеждены — это результат намеренного противодействия властей.

Правда, после этого власти продлили срок регистрации для одной из партий оппозиционной коалиции. Так кандидатом от объединенной оппозиции стал Эдмундо Гонсалес Уррутиа – кадровый дипломат, представлявший в прошлом Венесуэлу в ранге посла в Алжире и в Аргентине.

А оппозиция обвинила режим Мадуро в давлении и в нарушении Барбадосских соглашений.

«Не мытьем, так катаньем»

В октябре 2023 года правительство Мадуро и оппозиция вместе с представителями США подписали так называемые Барбадосские соглашения. Согласно достигнутым договоренностям, правящий венесуэльский режим обещал провести свободные и справедливые президентские выборы, в которых смогут принять участие кандидаты ото всех зарегистрированных в Венесуэле политических партий. Сами выборы должны были пройти не позже второй половины 2024 года. Взамен на эти обещания США приостановили введенные в отношении нефтегазового сектора Венесуэлы санкции до апреля 2024 года.

Кроме того, в рамках соглашений власти Венесуэлы освободили из тюрем 10 граждан США и 20 венесуэльцев, которые были признаны политзаключенными.

Очевидно, что пойти на компромисс венесуэльский режим вынудила тяжелая экономическая ситуация в стране, которую усугубляли введенные санкции. Однако обещаний Мадуро хватило ненадолго. И после отказа в регистрации кандидатом в президенты наиболее авторитетного и популярного в стране лидера оппозиции Марии Корине Мачадо США отозвали решение о приостановке санкций.

Несмотря на длящийся в Венесуэле уже более десятилетия политический и экономический кризис, Николас Мадуро намерен переизбраться на третий шестилетний срок. И стремится создать себе благоприятные условия для этого. Своим сторонникам он заявил: «Мы победим — не мытьем, так катаньем. Мы всегда будем побеждать».

Боливарианская революция

Проблемы в экономике Венесуэлы начались еще при предшественнике Мадуро, популисте и апологете реформ в духе социалистической Боливарианской революции Уго Чавесе. В стране была проведена национализация, введен контроль над ценообразованием. Правительство  запустило социальные программы, направленные на борьбу с бедностью, сокращение разрыва в доходах населения, обеспечение доступа к жилью. Поначалу высокие цены на нефть, которой богата Венесуэла, позволяли экономической политике Чавеса оставаться на плаву.

Однако конъюнктура нефтяных цен изменилась. И стало понятно, что Венесуэла жила не по средствам. Увеличился дефицит бюджета, разогналась инфляция, уровень жизни в стране неуклонно снижался. Возник товарный дефицит. Следствием экономических неурядиц стал рост преступности.

Такое наследство после смерти Чавеса в 2013 году досталось его преемнику Николасу Мадуро, которого теперь в правящей Единой социалистической партии Венесуэлы называют «лидером Боливарианской революции». Мадуро продолжил курс своего предшественника. Но страна уже находилась в глубоком кризисе, а поддержки значительной части населения, которая была у Чавеса, на век его преемника не хватило. Экономический кризис перерастал в политический. Страну захватила волна массовой эмиграции — по данным ООН, после 2014 года Венесуэлу покинули более 7,7 миллиона человек.

Мигранты из Перу и Венесуэлы идут по тропе на американской стороне реки Рио-Гранде, 26 марта 2024 года, Эль-Пасо, штат Техас
Мигранты из Перу и Венесуэлы идут по тропе на американской стороне реки Рио-Гранде, 26 марта 2024 года, Эль-Пасо, штат Техас. Фото: Брэндон Белл/Getty Images

Еще во времена Чавеса Венесуэла сблизилась с другими авторитарными и социалистическими режимами – с Россией, Кубой, Эквадором, Никарагуа, Боливией. Исключением не стала и Беларусь. Режим Александра Лукашенко поддерживал Чавеса, и беларусские власти стремились реализовать в Венесуэле ряд экономических проектов. Ничего путного из этого не вышло, однако один из минских парков носит имя покойного президента Венесуэлы. После смерти Чавеса симпатии официального Минска достались Мадуро. На днях беларусский премьер-министр Роман Головченко встретился с Николасом Мадуро накануне назначенных выборов и заверил его в поддержке беларусского режима. «Мы в Беларуси уверены в вашей победе. Если бы этого не было, мы бы к вам не приезжали», — заявил Головченко. Тогда же стало известно, что беларусская делегация примет участие в наблюдении за предстоящими 28 июля президентскими выборами.

Кризис длиной в десять лет

Итогом оценки народом Венесуэлы результатов политики преемника Чавеса стало то, что на выборах в 2015 году оппозиция впервые с 1999 года получила большинство в парламенте страны — Национальной ассамблее. Но Мадуро и его сторонники не собирались уступать даже часть полномочий оппозиции и в 2017 году сформировали «альтернативный» парламенту орган — Национальную конституционную ассамблею Венесуэлы. А подконтрольный Мадуро Верховный трибунал юстиции принял решение о роспуске парламента.

Через несколько дней это решение было отменено, но по стране все равно прокатились массовые акции протеста. Против демонстрантов власти применили слезоточивый газ и спецсредства. В результате столкновений были жертвы как с той, так и с другой стороны. Оппозиция обвинила режим Мадуро в преступлениях против человечности, и в 2018 году прокуратура Международного уголовного суда (МУС) начала предварительное расследование по этому делу, которое идет до сих пор.

Акция протеста в Каракасе
Акция протеста в Каракасе, апрель 2017 года. Фото: Reuters

В 2018 году в Венесуэле состоялись президентские выборы. К участию в них с помощью законодательных манипуляций не были допущены кандидаты от ряда ведущих оппозиционных партий. В результате оппозиция выборы бойкотировала, а Мадуро объявил себя победителем. Впрочем, его легитимность не признали не только правительства большинства демократических стран, но и Организация американских государств (ОАГ).

В январе 2019 года спикером парламента — Национальной ассамблеи Венесуэлы — был избран Хуан Гуайдо. Парламентарии, большинство которых по-прежнему представляли оппозицию, приняли решение признать результаты прошедших выборов недействительными и, согласно действующей в стране Конституции, назначить Гуайдо исполняющим обязанности президента. Десятки тысяч демонстрантов вышли на улицы страны с требованием отставки Мадуро. Германия, Франция, США, Аргентина, Колумбия, Парагвай —  более 50 государств признали Гуайдо временным президентом Венесуэлы. Так начался новый этап противостояния.

Режиму Мадуро, который поддержали военные, удалось остаться у власти. Предложение сформировать правительство национального единства, в которое не вошли бы ни Гуайдо, ни Мадуро, режимом было отвергнуто. Подконтрольная режиму Мадуро Генеральная прокуратура Венесуэлы возбудила против Гуайдо ряд уголовных дел, в том числе по обвинению в попытке государственного переворота. Кризис зашел в тупик, а массовая эмиграция из страны способствовала снижению уличной активности. И в декабре 2022 года парламент Венесуэлы принял решение о роспуске правительства Гуайдо и снятии его с поста исполняющего обязанности президента. Впрочем, это не помешало Генеральной прокуратуре Венесуэлы выдать в октябре 2023 года ордер на арест политика. Сегодня Гуайдо живет в изгнании в Майами.

Следующей попыткой разрешить венесуэльский политический кризис стали Барбадосские соглашения. Но и тут режим Мадуро показал себя, фактически отказавшись выполнять взятые на себя обязательства.

Кампания-2024

Национальный избирательный совет Венесуэлы сперва пригласил миссию ЕС по наблюдению за выборами, однако в мае аннулировал приглашение. Впервые за многие годы за ходом кампании следят наблюдатели от ООН и из Центра Картера, но штат их миссий слишком мал, чтобы обеспечить эффективный контроль. А в руках властей остается немало инструментов для фальсификаций результатов голосования. Например, неизвестна даже численность населения Венесуэлы, поскольку последняя перепись населения проводилась в 2011 году, и с тех пор большое количество граждан страны выехали за ее пределы. А для живущих в других странах венесуэльцев, подавляющее большинство которых считаются сторонниками оппозиции, режим создал сложную систему регистрации, пробиться через которую смогут далеко не все. Ссылаясь на правозащитников, Financial Times пишет, что из 3,5 миллионов венесуэльцев, имеющих право голоса и проживающих за границей, только 69 тысяч смогли зарегистрироваться для голосования.

И все же, несмотря на непростые для оппозиции условия, многие эксперты полагают, что на выборах 28 июля Гонсалес может победить Мадуро.

Активная работа оппозиции в социальных сетях и в группах WhatsApp способствовали тому, что мало кому известный кандидат за считанные дни превратился в узнаваемого большинством населения политика, пишет El Pais. Но главное – это поддержка Марии Мачадо, которая помогла обеспечить Гонсалесу лидерство в гонке. Де-факто как раз она играет ведущую роль в избирательной кампании Гонсалеса. А ее поддержка среди венесуэльцев велика.

Кандидат в президенты Венесуэлы от оппозиции Эдмундо Гонсалес и лидер оппозиции Мария Корине Мачадо на митинге президентской предвыборной кампании в Валенсии, штат Карабобо, Венесуэла, 13 июля 2024 года.
Кандидат в президенты Венесуэлы от оппозиции Эдмундо Гонсалес и лидер оппозиции Мария Корине Мачадо на митинге президентской предвыборной кампании в Валенсии, штат Карабобо, Венесуэла, 13 июля 2024 года. Фото: Габи Ораа/Reuters

Опросы общественного мнения показывают, что Гонсалес стабильно опережает Мадуро. Впрочем, в стране накануне выборов идет настоящая война соцопросов – оппозиция распространяет свои данные, режим, зачастую ссылаясь на исследования малоизвестных служб, демонстрирует поддержку Мадуро. Но далеко не все будет зависеть от волеизъявления избирателей.

Режим Мадуро не стремился активно противодействовать Гонсалесу. Возможно, потому, что не видел в нем реальной угрозы. Однако опрошенные Financial Times эксперты предполагают, что за оставшееся до выборов время Мадуро может попытаться снять Гонсалеса с дистанции, вынудив оппозицию либо бойкотировать выборы, либо поддержать другого, более слабого, кандидата, уже включенного в избирательные бюллетени. Или, в качестве крайнего отчаянного средства, отложить, а то и вовсе отменить выборы, использовав для этого, например, обострение конфликта с соседней Гайаной из-за принадлежащего ей региона Эссекибо, на который претендует Венесуэла. Пока же Мадуро вовсю раздает электорату новые обещания — так, на одном из предвыборных мероприятий он пообещал построить для венесуэльцев 3 миллиона домов.

Николас Мадуро на предвыборном митинге в Каракасе, 25 марта 2024 года
Николас Мадуро на предвыборном митинге в Каракасе, 25 марта 2024 года. Фото: Leonardo Fernandez Viloria/Reuters

Мало кто верит, что Мадуро отдаст власть добровольно. «Эти выборы — это вопрос жизни и смерти для правительства», — говорит Эухенио Мартинес, венесуэльский политический консультант и журналист. У Мадуро есть причины цепляться за власть — в США ему и его ближайшему окружению предъявлены уголовные обвинения в нарушении прав человека, коррупции и участии в торговле наркотиками, а МУС расследует обвинения в преступлениях против человечности его правительством и военными.

Лично мне трудно поверить, что Мадуро просто откажется от власти, — считает Лаура Диб, эксперт по Венесуэле из Вашингтонского офиса по Латинской Америке (Washington Office for Latin America). — Однако, если будет массовая явка избирателей, международное наблюдение и, конечно же, давление изнутри самого правительства и международное давление — это может создать окно возможностей, — заявила она CNN.

Венесуэла по своей сути — диктатура. Мадуро контролирует суды, контролирует избирательные органы, контролирует полицию, тайную полицию и армию. Так что практически он может делать все, что хочет, — цитирует The Guardian  Бенджамин Гедан, бывший директор по Южной Америке в Совете национальной безопасности США, который теперь руководит латиноамериканской программой Центра Вильсона. По мнению эксперта, действия Мадуро будут «зависеть от того, насколько он напуган, и от того, насколько успешной окажется международная дипломатия в попытках сдержать его».

Тем не менее оппозиция надеется на победу. Обращаясь к своим сторонникам на одном из недавних предвыборных митингов, Мария Корине Мачадо сказала: «Ради его же блага… Я надеюсь, что Николас Мадуро согласится на переговорный процесс, который позволит осуществить упорядоченный переход». Однако нельзя исключать, что последнее слово в этом многолетнем противостоянии снова останется за силовиками. А проведенное в мае этого года социологическое исследование показало — более 40% из примерно 28,8 миллионов остающихся в стране венесуэльцев в случае победы Мадуро готовы рассмотреть возможность эмиграции.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news : Лонгриды»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!
REFORM.news (ранее REFORM.by)

Последние новости




Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: