ВВП Беларуси по итогам года может вырасти на 4% — BEROC

Беларусская экономика по итогам полугодия сохранит темпы роста около 5%, а по итогам года ВВП может увеличиться на 4%. Вместе с тем перегрев экономики нарастает, а монетарная политика остается мягкой. В итоге риск макроэкономической дестабилизации при значительном ухудшении внешних условий остается высоким. Исследовательский центр BEROC представил экспресс-анализ работы беларусской экономики в январе-мае.

Напомним, на прошлой неделе стало известно, что ВВП Беларуси вырос на 5,2% по итогам января-мая после роста в 5,1% в январе-апреле. По словам научного сотрудника Анатолия Харитончика, беларусская экономика продолжает расти высокими темпами. Рост поддерживается высоким потребительским спросом, а также высоким спросом со стороны России.

«ВВП Беларуси продолжил расти. К маю предыдущего года это примерно 5,6%. Сезонно скорректированный объем выпуска прибавил примерно 1,3% к апрелю. И мы видим, что рост замедлился: в предыдущие два месяца экономика прибавляла в среднем около 2% в месяц. В результате объем ВВП в мае превышал средний уровень 2021 года примерно на 4%. То есть мы можем говорить, что беларусская экономика сейчас на историческом пике выпуска, и основной вклад в рост экономики по-прежнему вносят две отрасли — промышленность и торговля», — рассказал Анатолий Харитончик.

Вклад сельского хозяйства в минувшем месяце вырос, однако в ближайший период аграрная отрасль будет вносить серьезную волатильность в темпы роста ВВП из-за того, что периоды посевной и уборочной из-за погодных условий не совпадают в 2023 и 2024 годах. Например, озимый ячмень уже начали убирать на прошлой неделе, хотя обычно уборка стартует в первой декаде июля.

Объем выпуска промышленности вырос за май примерно на 2% с учетом сезонности. В мае восстанавливался выпуск нефтепродуктов после апрельского спада, также высокие показатели демонстрировали машиностроение, приоборостроение, что в том числе может быть связано с военным спросом.

Экспорт также продолжал расти, в том числе за счет спроса со стороны России. По данным Центробанка РФ, в стране растет инвестиционная активность.

«В условиях высокого спроса беларусская промышленность большую часть продукции реализовывала, а не направлял на склады. И вы увидели, что запасы в последние месяцы сокращались довольно активно относительно выпуска. И если с внешним спросом на товары все неплохо, то в услугах пока ситуация не вполне оптимистичная», — отметил представитель BEROC.

По его словам, падение в транспорте и IT завершилось, однако восстановление в этих отраслях идет медленными темпами. Например, грузооборот все еще на 36% ниже среднего уровня 2021 года.

«Производство в апреле-мае стимулировалось возросшим инвестиционным спросом на машины и оборудование. Все еще преждевременно судить об устойчивости роста таких инвестиций. Тем не менее среди дефицита работников, полной загрузки производственных мощностей и усиления конкуренции на беларусском и российском рынках, в общем-то, инвестирование в расширение мощностей и повышение производительности труда становится, вероятно, единственной опцией поддержания высоких объемов выпуска.

Если инвестиции в машины и оборудование продолжат расти при их возможной волатильности, это будет сигнализировать, действительно, об усилившихся ожиданиях фирм в части устойчивости спроса на их продукцию, и будет сопряжено с ростом потенциального ВВП», — сказал он.

Анатолий Харитончик отметил, что для этого не требуется какого-то специального стимулирования за счет кредитования. Мягкая денежно-кредитная политика обеспечивает приемлемые ставки по рублевым кредитам, а избыток рублевой ликвидности и подходы к оценкам заемщиков позволяют компаниям брать кредиты.

Перегретым остается и потребительский спрос, чему способствует рост заработной платы в условиях дефицита рабочей силы, а также расширение социальных расходов бюджета и доступность кредитов. Одновременно, по словам Анатолия Харитончика, условия позволяют беларусам и сберегать.

«В условиях значительного повышения дохода и мягких условий кредитования население имеет возможность и сберегать, и потреблять, и потребительская активность все еще перевешивает. Это означает, что для уменьшения перегрева экономики и ее постепенного возврата к сбалансированному состоянию вот этой высокой нормы сбережений, которая сейчас наблюдается, недостаточно. И охлаждение спроса, в общем-то, требует ужесточения денежно-кредитной политики, ограничения льготного кредитования», — отметил экономист.

Инфляция продолжает сдерживаться за счет контроля за ценами. Рост ИПЦ в мае составил 5,7%, по данным Белстата. Анатолий Харитончик оценивает инфляцию с устранением сезонности около 6%. Небольшое ускорение роста цен происходит за счет регулируемых цен и тарифов. Речь идет о подорожании топлива, табачных изделий, внутренних железнодорожных перевозках. Инфляционный навес, по мнению экономиста, продолжает расширяться, но его будет сдерживать регулирование цен. По итогам года инфляция составит около 6%.

«Беларусская экономика в первые пять месяцев года росла крайне быстро, сильнее ожиданий в начале года. Частично такой рост в сочетании с небольшим увеличением дефицита внешней торговли и несильным давлением на валютном рынке, а также отсутствием признаков значимого усиления директивного кредитования указывает на то, что потенциальный ВВП во 2022-2023 годах и в начале 2024 года был выше предыдущих оценок, а избыточный спрос был ниже. Но даже при большем росте потенциала темпы увеличение ВВП на 5% являются очень высокими и сопряжены с усилением перегрева экономики, в разы превышают предыдущие оценки сбалансированных темпов роста Нацбанка», — сказал Анатолий Харитончик.

По его мнению, Нацбанк мог бы ужесточить политику. Чтобы понять, по какому сценарию будет развиваться беларусская экономика, нужно следить за инвестициями, особенно в машины и оборудование.

«Базовый мой сценарий предполагает, что инвестиции будут расти, но сдержанно, и это позволит сохранить объем выпуска и темпы роста на достигнутых высоких уровнях или, по крайней мере, смягчить его коррекционное возможное снижение. Реализация такого сценария будет означать рост ВВП вблизи 4% по итогам текущего года», — отметил он.

Однако эксперт BEROC не исключает и альтернативного сценария, который предполагает интенсификацию роста инвестиций для увеличения производительности труда, чтобы справиться с конкуренцией на основных рынках. Движение по такому сценарию повышает вероятность роста экономики до 5% по итогам года.

«В то же время даже реализация этого альтернативного сценария будет неким подобием такого мобилизационного роста в условиях структурной перестройки экономики Беларуси и России. По мере завершения этого периода и закрытия освободившихся ниш после ухода западных компаний рост экономики замедлится до 1-2% в год при благоприятном развитии событий», — сказал Анатолий Харитончик.

Экономист BEROC отметил, что беларусская и российская экономики сейчас находятся в условиях естественного эксперимента. На них влияют схожие факторы, они показывают схожие темпы роста, имеют близкие показатели перегрева, а также сталкиваются с дефицитом рабочей силы и инфляционным давлением. Однако центробанки двух стран проводят разную политику. Нацбанк Беларуси сохраняет достаточно мягкую политику и действует осторожно, а Банк России максимально ужесточил ее, подняв ставки. По мнению Харитончика, кто-то из них может совершать ошибку.

«Мы сейчас находимся в этом периоде структурной трансформации, и мы не знаем, на самом деле, нам сложно оценить, потому что связи изменились в экономике, насколько велик этот перегрев, насколько высоко это инфляционное давление, насколько оно устойчиво, соответственно, надо ли сильно повышать процентные ставки, сильно ужесточать монетарную политику? Мы можем ошибиться в диагностике: перегрев есть, но он не такой на самом деле высокий. Мы можем ошибиться в действиях. И беларусский центробанк может допустить ошибку, и российский центробанк может допустить ошибку. И мы увидим с вами в будущем последствия», — сказал он.

По мнению экономиста, при этом цена ошибки российского центробанка ниже. Она чревата более низкими темпами роста. Цена ошибки беларусского регулятора, особенно при ухудшении внешних условий, может оказаться выше. Речь идет о существенной макроэкономической дестабилизации, высокой инфляции и негативных последствиях для долгосрочного роста экономики.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.