Посевная. Фото: Reform.by
Рост ВВП Беларуси замедлился в июне и во втором квартале в целом. Сектора производства сократили добавленную стоимость. Внутренний спрос не демонстрировал значимого роста, но оставался на повышенном уровне. Масштаб перегрева экономики остался значительными, инфляционное давление усилилось.
В течение летних месяцев динамика ВВП останется волатильной из-за смещения сроков уборочной в сравнении с прошлым годом, однако в дальнейшем темпы роста стабилизируются. В итоге прирост ВВП сформируется в пределах 2-3% по итогам года. Научный сотрудник BEROC Анатолий Харитончик представил экспресс-анализ беларусской экономики по итогам июня и первого полугодия.
По данным Белстата, в январе-июне беларусская экономика выросла на 2,1% после роста на 2,5% в январе-мае.
«Отдельно в июне темп прироста ВВП составил примерно 0,3%. В принципе это самый низкий годовой темп прироста ВВП с февраля 2023 года. Если мы уберем влияние сезонного фактора и, соответственно, посмотрим на динамику реального ВВП в постоянных ценах, то мы увидим, что в июне по отношению к маю он сократился примерно на 1%», — отметил Анатолий Харитончик.
Квартальная динамика также была скромной.
«Во втором квартале ВВП у нас вырос примерно на 1,1% ко второму кварталу прошлого года. Это замедление, то есть в первом квартале было 3,2%. И если мы уберем влияние сезонного фактора, то квартальная динамика ВВП — квартал к предыдущему кварталу — оценивается около нуля», — сказал он.
Слабую динамику выпуска в июне продемонстрировали все основные секторы экономики, в первую очередь сельское хозяйство и промышленность.
«Но если промышленность, промышленность ослабла в текущем году в силу факторов, которые будут иметь продолжительное влияние, то в сельском хозяйстве волатильность в большей степени вызвана временными колебаниями», — сказал он.
На сельское хозяйство в этом году оказала влияние погода, а также смещение сроков уборочной, которая в прошлом году началась раньше, соответственно объем выпуска в июне 2024 года был заметно выше.
По итогам квартала отрицательный вклад в квартальную динамику внесли промышленность, сельское хозяйство и торговля, а поддержали ее услуги.
«В июле вероятно сохранение пониженного выпуска сельхозпродукции относительно прошлогоднего, после чего отставание будет сокращаться. Вместе с тем перспективы совокупного урожая зерна, овощей и фруктов остаются в текущем сезоне неопределенными», — отметил Анатолий Харитончик.
Выпуск в промышленности сократился в сравнении с маем этого года, если убрать сезонность. Эксперт предполагает, что могли сократиться объемы производства калийных удобрений, что можно связать с сезонной динамикой. В то же время замедление в машиностроении свидетельствует со сложностями со сбытом. Складские запасы в июне продолжили расти. Они увеличивались во всех регионах .
«И это может указывать на то, что продажи усложнились, в общем-то, во всех основных секторах промышленности», — отметил научный сотрудник BEROC.
Обрабатывающие отрасли промышленности вышли на пик выпуска к середине 2024 года. Далее динамику производства сдерживали как ресурсные органичения, так и замедление российской экономики. Анатолий Харитончик полагает, что рост добавленной стоимости в промышленности по итогам года может составить около нуля, а рост складских запасов создает предпосылки для сокращения производства с учетом падения российского спроса.
Оборот оптовой торговли снижался во втором квартале, отражая в том числе снижение физических объемов экспорта беларусских товаров. Эксперт BEROC полагает, что некоторое восстановление физических объемов возможно, в том числе за счет продукции нефтепереработки, однако предпосылок для заметного увеличения оптового товарооборота не просматривается.
Сдержанную динамику во втором квартале имели и транспортные услуги, и IT-услуги.
Внутренний спрос во втором квартале остался на высоком уровне, однако не рос в сравнении с первым и даже немного снизился. Такую динамику Анатолий Харитончик связывает с ослаблением кредитования. По его мнению, замедление динамики кредитования связано с установками Нацбанка, который ориентирует банки на то, чтобы розничный кредитный портфель банков не рос.
«При этом заработные платы у нас продолжали расти во втором квартале, но несколько более медленными темпами в реальном выражении из-за инфляции. И когда мы видим, что у нас доходы населения в принципе продолжают расти, но, с другой стороны, замедлилось кредитование и ослаб спрос на товары, вероятно, часть суммарного спроса потребительского сместилась с товаров на услуги, и на это, в том числе, указывает положительный вклад прочих услуг в составе ВВП и их рост. Ну и также рост оборота общественного питания», — сказал он.
Годовая инфляция в июне ускорилась до 7,3%, а в годовом исчислении месячный прирост цен с устранением сезонности эквивалентен инфляции в 10%.
Высокой в июне оставалась и базовая инфляция. В июне особенно высокие темпы роста цен были на плодоовощную продукцию, что отчасти носило сезонный характер. Не исключено, что в июле-августе некоторые позиции, подорожавшие в июне, могут сильнее, чем обычно, подешеветь.
«В июле-августе годовая инфляция ожидается вблизи 7,5-8%. Осенью инфляция может выйти в диапазон 8-9%, если не ужесточат контроль», — отметил Анатолий Харитончик.
«В июле годовой темп прироста ВВП будет отрицательным, притом, наверное, сильно отрицательный: июль к июлю прошлого года. Но это временно.
Уже в августе он будет довольно существенно положительным. Это, как я уже сказал, просто сдвиги сельхозработ.
Накопленный с начала года прирост ВВП, соответственно, в январе-июле опустится где-то до 1,5% или несколько ниже, но в дальнейшем будет восстанавливаться и ожидается мною в районе 2% по итогам текущего года, если каких-то экстраординарных шоков не произойдет», — сказал он.