Во втором туре президентских выборов, который прошёл в воскресенье в Словакии, победил лидер партии «Голос — социальная демократия» Петер Пеллигрини. О том, что это значит, Reform.by поговорил с руководителем Словацкого института общественной политики, экспертом iSANS Григорием Месежниковым.
Эксперт говорит, что победа Пеллигрини усилит позиции пророссийского правительства Словакии.
«Петер Пеллигрини – часть правящей коалиции в Словакии премьера Роберта Фицо, которая проводит пророссийскую линию во внешней политике. Он не самый радикальный критик Украины, но не открещивался и от более резких высказываний своих соратников. В ходе президентской кампании он говорил о том, что войну нужно закончить, перестав поставлять вооружение Украине, что на практике, как мы понимаем, означает капитуляцию Украины. Последние два президента Словакии – Андрей Киска и Зузана Чапутова были однозначно ориентированы на Запад и критически настроены в отношении России. Сейчас этот цикл закончен», – говорит он.
По словам эксперта, несмотря на то, что по конституции Словакия – парламентская республика, президент играет в ней важную роль.
«Роль президента чрезвычайно важна, особенно в ситуации, когда он находится в оппозиции к правительству. У него достаточно полномочий: президент проводит назначения на ряд важных постов, может накладывать вето на законопроекты и подавать их на экспертизу в Конституционный суд. Это позволяет в значительной степени корректировать некоторые шаги правительства и парламента. Но Пеллигрини уже заявил, что будет работать в связке с правительством Роберта Фицо и никогда не применит свои полномочия вопреки его воле», — отмечает он.
Эксперт считает, что словацкое общество поляризовано, и в стране существует угроза демократическим институтам, но оппозиция также имеет рычаги влияния на ситуацию.
«Итоги голосования демонстрируют раскол, который существует в словацком обществе. Пеллигрини набрал 53% голосов, обойдя своего оппонента — прозападного политика Ивана Корчока — всего на 160 тысяч голосов. Похожее соотношение и в парламенте, где после выборов сентября прошлого года у проправительственной коалиции национал-популистских партий всего на три мандата больше, чем у оппозиции. Общество действительно поляризовано по вопросу отношения к политике правительства, направленной против демократических институтов.
Эта угроза вполне реальная, начиная с прошлой осени, когда прошли парламентские выборы. Этот разворот уже происходит. Правящая коалиция пытается выстроить избирательную систему и систему правления, которые напоминают то, что создал в Венгрии Виктор Орбан.
Они уже провели нужные себе назначения в полиции, пытаются взять под контроль общественные телевидение и радио, сделав их государственными. У правительства обширные полномочия, но до середины июня текущего года президентом остаётся Чапутова, которая продолжит выравнивать ситуацию ещё какое-то время – она уже помешала принятию наиболее одиозных и скандальных законопроектов, оппозиционное представительство в парламенте достаточно мощное, кроме того, в отличие от Венгрии, в Словакии сильные независимые медиа и гражданское общество, регулярно по всей стране проходят массовые манифестации против политики правительства… Поэтому словацкая политика в ближайшие годы будет очень конфронтационной», – заключил Григорий Месежников.