Судя по публикуемым видео и фото, с рабочим визитом в Оман Александр Лукашенко отправился без младшего сына Николая, которого политик часто берет с собой в зарубежные поездки. Зато в состав делегации включен старший сын Виктор. Почему же на сей раз Колю оставили дома?
В сообщении государственного агентства Oman News Agency Виктор указан как «сын президента» и «президент Олимпийского комитета». Также Лукашенко сопровождают главы МИД Максим Рыженков, Минпрома Александр Ефимов, Минсельхозпрода Анатолий Линевич и посол Беларуси в Омане по совместительству Сергей Терентьев.
Лукашенко отправился в Оман 14 декабря. А вот правительственный бизнес-джет Canadair CL-600-2B19 Challenger 850 c регистрационным номером EW-301PJ вылетел из Минска в столицу Омана Маскат загодя, еще рано утром 12 декабря. Этот самолет сыновья Лукашенко часто используют для деловых и личных полетов. Из-за этого премьер-министру Роману Головченко для участия в межправительственных мероприятиях СНГ и ЕАЭС даже пришлось добираться в Москву на поезде. Так что можно предположить, что Виктор Лукашенко прибыл в Оман на два дня раньше отца. Возможно, для того, чтобы поучаствовать в подготовке визита.
Отсутствие Николая может иметь и очень простые объяснения. Например, важный этап в учебном процессе, та же сессия. Или участие в каких-то других важных для семьи мероприятиях. Хотя на так называемом марафоне единства, очередной этап которого проходил в Барановичах аккурат 13-14 декабря, младший сын Лукашенко тоже не засветился. Хотя вряд ли его участие в акции осталось бы вне фокуса госСМИ и официальной пропаганды.
Но вполне возможно, что беларусские политические процессы во многом строятся на отношениях внутри семьи. А регион, в котором расположен Оман, давно считается «вотчиной» Виктора Лукашенко. И многие, если не все без исключения, контакты представителей беларусского режима с властями ряда государств Персидского залива — в частности, ОАЭ и того же Омана — проходят под патронажем старшего сына Александра Лукашенко. Который при этом занимает, казалось бы, далекую от большой политики должность руководителя Национального олимпийского комитета. К тому же непризнанного Международным олимпийским комитетом. Впрочем, этот нюанс не стал препятствием для подписания меморандума о сотрудничестве между НОК Беларуси и Омана в ноябре этого года.
Чтобы убедиться в активности Виктора Лукашенко в регионе, достаточно бегло просмотреть новости за последние несколько лет. Вот Виктор присутствует на встрече Лукашенко-старшего с арабским инвестором, председателем совета директоров компании Emaar Properties Мухаммедом Али аль-Аббаром. Вот он сопровождает премьера Романа Головченко, посещающего Национальный день Беларуси в рамках Всемирной выставки «Экспо-2020» и беларусский инвестиционный форум в ОАЭ. Вот Виктор проводит переговоры в Катаре. Принимает «спецпосланника Александра Лукашенко» премьер-министр и глава МВД этого государства шейх Халид бен Халифа бен Абдель Азиз Аль Тани. Вот Виктор Лукашенко вместе с Головченко встречаются с новым президентом ОАЭ шейхом Мухаммедом бен Заида Аль Нахайяном. Вот старший сын сидит рядом, когда с президентом ОАЭ беседует уже сам Александр Лукашенко.
Из того, что посчитали нужным сообщить журналистам, теперь в Омане обсуждалось создание хаба беларусских товаров. Возможно, морского порта для последующей поставки продукции в третьи страны. Как заявил журналистам министр промышленности Беларуси Александр Ефимов, визит в Оман является «элементом стратегии по диверсификации рынков сбыта». А оманская сторона имеет интерес к отечественной промышленной продукции. О чем решили не распространяться, можно только догадываться. Интересно и то, что Александр Лукашенко уже посещал Оман 17 лет назад, однако за это время двусторонние отношения особо не продвинулись.
К ряду стран Персидского залива у беларусского режима интерес особый. И дело, возможно, не только в политической и торгово-экономической сферах, о которых рассказывал Головченко, посетивший Оман накануне визита Александра Лукашенко, в октябре этого года.
Как заявляли представители объединения бывших беларусских силовиков ByPol, ОАЭ и Оман «критически важны» для семьи Лукашенко. В ByPol утверждали, что Виктор Лукашенко «не только хранит там свои финансовые активы, но и на регулярной основе сотрудничает с правоохранительными органами султанатов». А именно — держит там свои «доверенные спецподразделения». То есть группы профессиональных инструкторов, которых уже давно подбирает старший сын беларусского правителя. В задачу этих подразделений входит подготовка местных силовиков и даже «участие в некоторых локальных операциях под флагом стран Персидского залива». Предложение это, якобы, очень привлекательно для местных султанатов. А «генерал Виктор Лукашенко считается компетентным в этих вопросах».
Пресс-секретарь Александра Лукашенко Наталья Эйсмонт была даже вынуждена объяснять бросающуюся в глаза активность Виктора в отношениях с ОАЭ. По ее словам, он «курирует их развитие».
— У каждой страны, опять же, свои особенности, в том числе в выстраивании дипломатического сотрудничества. Конечно, для стран арабского мира это совершенно особый статус, особый уровень доверия, когда отношения курирует кто-то из семьи лидера, главы государства. Особенно если это сын или старший сын, то это изначально задает совершенно другой характер сотрудничества. Это максимально поднимает планку, — рассказывала Эйсмонт.
Решение же о том, что сотрудничество с ОАЭ будет курировать старший сын, было принято Александром Лукашенко давно, еще на заре выстраивания отношений между странами. В тот период Виктор занимал должность помощника президента по национальной безопасности. То есть вроде как соответствовал по должности. А затем, после перемещения старшего сына в НОК, было принято решение ничего не менять в схеме выстраивания отношений с ОАЭ. И с другими государствами региона, судя по всему, тоже.
Ну да, не гробить же годами выстраиваемые связи.
— Когда приезжает с визитом выстраивать отношения, разговаривать вполне конкретно по любым направлениям, экономическим в первую очередь, сын главы государства, у них полнейшее доверие к тому, что говорит беларусская делегация, — говорила Эйсмонт.
Тут не поспоришь – к обсуждению направлений, особенно щекотливых и требующих полнейшего доверия, кого попало подпускать не стоит. На торгово-экономические связи и Головченко бы хватило. Но для более животрепещущих тем нужен кто-то из ближнего круга.
В прошлом году его взяли в ОАЭ – тогда с президентом Мухаммедом бен Заидом аль-Нахайяном в в «домашнем, семейном формате» встречались трое Лукашенко сразу. Но та поездка больше напоминала туристическую. А вот в Омане, как можно предположить, обсуждались и некие серьезные темы.
Так что кураторство одного из важнейших для семьи направлений остается за старшим сыном. Как минимум пока. И, если принять на веру версию о существовании жесткой конкуренции между сыновьями Лукашенко, не факт, что Виктор будет готов так просто взять и передать кому-либо контроль над столь ответственными процессами. Ведь это один из ключевых рычагов влияния.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news