Министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии Петер Сийярто прибыл в Минск и провел переговоры со своим беларусским коллегой Сергеем Алейником. Целью визита могут быть прокси-переговоры по созданию пророссийской коалиции, выступающей за немедленную приостановку военных действий в Украине и замораживание конфликта. А контакты между Будапештом и Минском – свидетельствовать о начале большой игры, затеянной Кремлем.
Владимир Путин вполне может быть заинтересован в остановке военных действий и в фиксации текущих результатов. То есть в закреплении за собой захваченных украинских территорий.
Прошел почти год военных действий, а Кремль все так же далек от победы и от достижения задекларированных целей вторжения. Сейчас идет наступление российских войск, но его темпы выглядят недостаточными для того, чтобы говорить о кардинальных изменениях на фронтах. Российские успехи пока лишь тактические. А начатая операция напоминает стремление откусить кусок побольше накануне начала переговоров.
России было бы выгодно взять тайм-аут, собраться с силами и подготовиться к новому этапу эскалации. Секретарь СНБО Алексей Данилов заявил, что Россия начинает «умолять» о переговорах с помощью посредников. Наверняка это преувеличение, однако остановка военных действий действительно может быть выгодна Кремлю, чтобы поднакопить сил и подготовиться к новому этапу войны. К тому же, по мнению советника руководителя Офиса президента Украины Михаила Подоляка, с помощью переговоров Россия попытается затормозить передачу ВСУ вооружений странами Запада.
На Западе тоже заметна усталость от затянувшейся войны. И со стороны определенных государств и политических сил все громче звучат предложения о скорейшем дипломатическом урегулировании конфликта. В Германии собрано уже более 250 тысяч подписей под петицией с призывом к канцлеру Олафу Шольцу прекратить наращивать поставки оружия на Украину и инициировать мирные переговоры. В конце января президент Бразилии Лула да Сильва предложил себя в качестве посредника между Киевом и Москвой с привлечением к инициативе лидера Китая Си Цзиньпина. И глава фракции социал-демократической партии Германии в бундестаге Рольф Мютцених выступил с поддержкой этой идеи. Экс-премьер Италии Сильвио Берлускони открыто обвиняет в развязывании войны не Путина, а Владимира Зеленского. Так что предложения о мирных переговорах могут найти поддержку у ряда политиков в Германии и других государств так называемой Старой Европы.
Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель в начале февраля заявил, что Европа открыта для любого, кто искренне стремится к прекращению войны путем переговоров. Но, по его словам, все, кто до сих пор пытался вести переговоры с Путиным, ушли с пустыми руками. «Пока это не изменится, мы должны сделать вывод, что единственный способ закончить войну — дать Украине средства для изгнания агрессора».
Венгрия стоит особняком от других стран ЕС. Премьер венгерского правительства Виктор Орбан в прошлом позиционировал себя как друг Путина, а власти этого государства демонстративно не предоставляют Украине военной помощи. По словам Орбана, его страна теряет около 10 миллиардов евро в год из-за санкций ЕС против России. В январе Орбан заявил, что Венгрия наложит вето на любые возможные санкции Евросоюза против России, которые будут затрагивать атомную энергетику, а венгерское правительство заблокировало выделение Киеву седьмого транша на военную помощь в размере 500 миллионов евро из Европейского фонда мира.
Орбан полагает, что конфликт на Украине может быть урегулирован только путем мирных переговоров, хотя они могут занять месяцы и даже годы. Это вполне соответствует позиции России, которая тоже заинтересована в долгосрочной заморозке конфликта. У венгерского премьера могут быть и свои резоны – переговоры Будапешт может рассматривать как дипломатическую победу и возможность перехватить инициативу главного переговорщика из рук президента Турции Эрдогана, который сегодня занят собственными проблемами – последствиями страшного землетрясения. К тому же, пока российско-украинский конфликт не разрешен окончательно, ЕС вынужденно уделяет меньше внимания самому Орбану. А из Брюсселя в его адрес звучит немало претензий — в ЕС считают, что венгерский премьер подрывает в своей стране демократические институты. Да и Кремль мог что-то пообещать венгерскому лидеру за поддержку. Так что Орбан наверняка не прочь половить рыбку в мутной воде войны.
Но отправлять своего министра Сийярто прямо в Москву значило бросить открытый вызов партнерам по ЕС. Поэтому в качестве прокси-переговорщика мог быть выбран беларусский министр иностранных дел Сергей Алейник, а Минск — местом проведения встречи. Беларусские власти, в свою очередь, находятся в прямом контакте с Кремлем, поэтому способны взять на себя функции посредника в обсуждении совместной позиции и создании коалиции, выступающей за заморозку конфликта.
Сийярто написал в Facebook, что прилетел в Минск представлять мирную позицию Венгрии по конфликту в Украине. По его словам, война становится все более жестокой и надо спасать человеческие жизни. Из этого можно сделать вывод, что как раз эта проблема, а не встреча с министром экономики Червяковым и не подписание программы сотрудничества с МИД Беларуси на 2023 год, стала главной причиной визита в Беларусь. По мнению Сийярто, «когда мы говорим о мире, мы видим только один путь: сиюминутное перемирие и переговоры. Иначе мира не будет». Фактически речь идет о занятии Венгрией пророссийской позиции. Окончание войны – это прекрасно, но России стоило бы для этого как минимум освободить оккупированные территории этой страны, выплатить репарации и взять на себя обязательства впредь не разрешать межгосударственные споры военным путем.
По мнению венгерского министра, «война в Украине становится все более жестокой, и в результате боевых действий погибает все больше людей». Сийярто, как и Орбан, и другие сторонники идеи скорейшего замирения с Путиным ценой украинских уступок, намеренно не акцентируют внимания на том, кто же виноват в гибели людей в Украине. И предпочитают избегать заявлений о необходимости наказания всех, кто развязал войну. А без этого ее невозможно по-настоящему закончить. Можно лишь приостановить, но это будет на руку Путину, а не Украине. И Путин, и Орбан, и Лукашенко заинтересованы в том, чтобы мирные переговоры заняли годы. У каждого тут свои цели. Путину нужно снова собраться с силами, Орбану – получить политические очки и минимизировать давление на себя со стороны европейских политиков.
У беларусских властей свои интересы в этой игре. Это и «миротворческий процесс», поучаствовать в котором так мечтал Лукашенко. Для беларусского правителя заморозка конфликта – идеальный инструмент для обеспечения собственной безопасности. Поражение России или окончательный мир осложнят положение Лукашенко. Зато пока тянется война, неважно – в горячей или в холодной фазе – беларусская ситуация ни для кого не будет приоритетом.
Заморозка конфликта открывает и дополнительные возможности. Например, хотя бы частичное снятие санкций. А начавшиеся переговоры – вероятность избежать усиления давления, включения Беларуси в будущие санкционные пакеты ЕС, США и других стран.
Контакты между Будапештом и Минском могут оказаться началом большой политической игры Кремля. Например, в годовщину войны Путин выступит с некими «мирными инициативами», которые поддержат Беларусь, Венгрия и ряд политиков в разных странах. Военные действия будут приостановлены, начнутся длительные переговоры, которые в перспективе даже могут закончиться подписанием каких-либо договоренностей. Так, как это уже было с Минскими соглашениями. Тогда «урегулирование конфликта» лишь отсрочило войну, но не предотвратило ее. Остановка военных действий необходима. Но итогом переговоров не должна оказаться заморозка конфликта. Полноценный мир может наступить только тогда, когда Кремль полностью откажется от своих претензий к Украине – к ее территориям, внутренней и внешней политике, и от стремления влиять на будущее этой страны.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: