Videobel.by: Лепрозорий для пропаганды

Запущен мультимедийный пропагандистский портал Videobel.by, который чиновники гордо нарекли «беларусским YouTube». С чем же носился официоз последние месяцы, что получилось в итоге и какая польза может быть от этого проекта?

Для чего козе баян?

В интервью, приуроченном к запуску проекта, гендиректор БелТА Ирина Акулович пояснила: создание Videobel продиктовано тем, что «нас атакуют со всех сторон».  А к 2025 году, когда в стране должны пройти очередные «выборы», «тенденция еще усилится». В свете этого иностранный хостинг, на котором работают беларусские государственные СМИ, превратился в «минное поле». «Нас (беларусскую официальную пропаганду – прим. Reform.news) вырезают из Facebook, TikTok, в любой момент могут перекрыть наши YouTube-каналы. Мы не контролируем это пространство». Поэтому Акулович считает «правильным и логичным» создание своего ресурса, на котором «будут аккумулироваться основные социально-политические программы наших ведущих СМИ».

БелТА и было поручено создание Videobel. Акулович считает это «важным имиджевым проектом для страны». Забавно, что в лиде интервью содержится вопрос — «чем этот проект уникален для всего постсоветского пространства?». Вопрос есть, а вот ответа на него так и не последовало. И не случайно, поскольку ничего уникального в проекте Videobel нет. Зато есть у него близкий калека-родственник, о котором мы еще поговорим.

Но цели, которые ставили перед Videobel идеологи, ясны. Посмотрим, что получилось на выходе.

Первое впечатление

Основным  достоинством новой площадки названо то, что отныне общественно-политический контент «ведущих беларусских СМИ» будет собран в одном месте. На новом ресурсе обещают стримы телеканалов и «важных прямых трансляций». Например, мероприятий с участием Александра Лукашенко. Ну и, естественно, предложат к просмотру пропагандистские программы, выходящие на разных телеканалах или подготовленные другими госСМИ.

Сразу отметим дублирование функций. И у ОНТ, и у Белтелерадиокомпании, и у СТВ есть онлайн-вещание на собственных сайтах, никак не завязанное на «вражеские ресурсы». Ведут эти телеканалы и все «важные прямые трансляции». Теперь все это будет представлено и на Videobel. И ладно, если бы эти трансляции хоть чем-то друг от друга отличались. Судя по всему, стримы и трансляции добавлены на новый медиапортал просто по принципу «чтобы было». Да и не работает оно пока. Кнопка «Онлайн ТВ» на титулке нового проекта некликабельна. Возможно, на данный момент тех самых «важных прямых трансляций» с участием Лукашенко нет. Ну, хоть бы для виду поток какого телеканала включили. Старт проекта все-таки.

А вот готовые программы те же ОНТ и СТВ грузят на YouTube, а затем ставят ссылку у себя на сайтах. Исключение – Белтелерадиокомпания, которая использует собственные сервера и видеоплеер. Так что задумывался Videobel, судя по всему, прежде всего как хранилище пропагандистской «нетленки». На случай, если YouTube вдруг решит полностью удалить аккаунты госСМИ. Чтобы свежий контент и все нажитое непосильным трудом не кануло в Лету. Поэтому новый мультимедийный портал можно считать попросту складом. Причем с ограниченным ассортиментом предложений.

К старту подошли спустя рукава. В разделе «Топ видео» пока для просмотра доступно лишь двадцать одно видео. И никакой кнопки «Загрузить еще». В разделе «Спецпроекты» всего девять, при этом одно из них просто разбито на три части. В «Стримах» и вовсе одно. В разделе «Интервью» чуть больше – тридцать восемь.

Скриншот раздела «Стримы» медиапортала Videobel

Небогато. Разве это все знаковое, что наплодила государственная пропаганда за последнее время? Могли бы к старту «залить» и побольше, чтобы впечатлить любопытных посетителей если не качеством, так хотя бы количеством.

Представлены на Videobel и вертикальные видео. С ними никто не заморачивался — как и на YouTube они называются Shorts. Ну а что, у нас же беларусский аналог. Зачем изобретать то, что уже однажды удачно изобретено?

«Ведущих беларусских СМИ» на ресурсе тоже негусто, всего семь. «Беларусь 1», ОНТ, БелТА, СТВ, РТР-Беларусь, СБ (та, что «Беларусь сегодня» – прим. Reform.news) и «Мир». Может, кого-то еще добавят в сей «почетный перечень» позже.

Среди проектов — привычные имена и лица. Выдержки из выступлений Александра Лукашенко. Программа «Разговор у президента» с участием Головченко, Кочановой, Сергеенко и Карпенко. Тур, САСС, который уполномочен заявлять, Марков, Дзермант, Азаренок. Все строго по канону. И никакой развлекаловки. Попалось на глаза видео с обложкой «Арбузы в Беларуси». Думал – может, нейтральное что, познавательное. Нет, оказалось проект «По факту: Решения Первого». «Зачем Лукашенко выращивает арбузы?» — вопрошает автор описания к видео.

Резюме — на данный момент выглядит бедно и неубедительно.

Ничем не замутненная пропаганда

В итоге получилась площадка для ярых потребителей пропаганды. Этакий лепрозорий, где собран весь цвет жанра. Сколько найдется зрителей, спешащих на Videobel посмотреть пропущенную по телеку программу Азаренка, прогнозировать не берусь. Но, полагаю, немного. А вот не испытывающего сверхмощной тяги к пропаганде зрителя к платформе по каким-то соображениям решили не привлекать.

Пользователи видео могут лишь смотреть. Обратной связи никакой — возможность оставлять комментарии не предусмотрена, нельзя поставить ни лайк, ни дизлайк. Так что высказать отношение к видео и его героям не получится. Загрузить собственный контент тоже не выйдет — нет такой функции. А ведь большинство площадок, напротив, стремятся привлечь к себе известных ньюсмейкеров, разнообразных блогеров и инфлюенсеров. С помощью сделанного ими познавательного, игрового и прочего контента аудитория платформы расширяется. И, кликая на разные видео, где-то между «Дешевле соседей собрала ребенка в школу» и «Вырастил небывалый урожай моркови на приусадебном участке», зритель натыкается на программу условного Тура. Возможно, он ее даже посмотрит. Именно на этом и строится расчет при создании подобных проектов. Но в случае с Videobel решили пойти своим путем и исключили все, кроме ничем не замутненной пропаганды. Чем создатели собираются заманивать к себе зрителя — непонятно.

А ведь задачи перед Videobel ставятся серьезные. Согласно опубликованной «Киберпартизанами» внутренней переписке сотрудников БелТА, которому, напомним, и было поручено создать, поддерживать и продвигать новую площадку, на старте проекта ожидается 1500 — 3000 «одновременных подключений». В конце первого года работы – 20 000, а на пике, «при общественно-значимых событиях» — до 50 000. Судя по формулировкам, речь идет даже не об уникальных посетителях, а об одномоментных подключениях. Как создатели Videobel рассчитывают собрать такую аудиторию? Конечно, что в случае «общественно-значимых событий» можно согнать к компьютерам бюджетников, студентов и школьников, обеспечив хоть полмиллиона. А что в «мирное» время?

Статистики просмотров на портале пока нет. И не факт, что она появится в ближайшем, а то и в отдаленном будущем. Иначе могут возникнуть неудобные вопросы. Но о перспективах посещаемости подобного рода проектов можно судить по их близким аналогам.

Близкий родственник

В конце июня этого года в России запустили пропагандистский видеохостинг «Платформа». Как писала «Медуза», его разработкой занималась компания Rteam, принадлежащая головной компании пропагандистского канала Russia Today.

Идея во главе угла была та же – на YouTube и прочих площадках «западная цензура» и удаление российского пропагандистского контента. На «Платформе» же этот контент будет надежно защищен от любых посягательств. «Платформа» полностью копирует YouTube. Так сделали специально, чтобы потенциальный зритель действовал в рамках привычного и понятного ему интерфейса.

Работает этот проект уже два с половиной месяца. Открываем рубрику «В тренде». Самое большое количество просмотров среди первых пятнадцати размещенных в ней видео — 4351. При этом ролик был «залит» на «Платформу» 9 дней назад. У половины из этих пятнадцати видео количество просмотров меньше тысячи, хотя и они размещены как минимум два-три дня тому. Это даже не слезы. Для многомиллионной российской аудитории это «пшик». Контент, конечно, защищен. Только не востребован.

При этом на «Платформе» представлены и развлекательные видео – музыка, спорт, видеоигры. Но даже таким образом проекту пока так и не удалось привлечь сколь-нибудь значимую зрительскую аудиторию. Videobel рискует повторить его судьбу. Если даже на раскрученном и популярном YouTube видео беларусских пропагандистов и госТВ не блистали количеством просмотров, нетрудно предположить, что с новым проектом дела будут идти еще хуже.

Можно, конечно, покупать трафик, накручивать просмотры. Но, как убеждены эксперты, заниматься этим нужно долго и планомерно. А это серьезные затраты. Раз такие средства не нашлись даже у Russia Today, вряд ли БелТА удастся переплюнуть российских пропагандистов.

«Делай деньги, а остальное все дребедень»

Эту лихую песенку пели пираты в известном мультфильме «Остров сокровищ». Очень похоже на то, что Videobel стал для своих создателей как раз таким островом. В той же внутренней переписке БелТА, «слитой» «Киберпартизанами», немалая часть документов посвящена довольно странной процедуре выбора партнеров для этого проекта. В частности, переговорам с компанией – предполагаемым подрядчиком, в ходе которых напрямую обсуждался обход открытых конкурсных процедур. А любая непрозрачность – уже возможность для злоупотреблений и для «распила».

Пока лишь отметим этот факт и воздержимся от обвинений до появления будущих расследований. Но в «слитой» документации содержались и конкретные цифры. Например, cотрудники БелТА оценивали необходимую сумму для запуска и эксплуатации медиаплатформы Videobel примерно в 1,5-2 млн долларов США в первый год. А ежегодные расходы, начиная со второго года — примерно в 1 млн долларов.

Бросается в глаза и разброс цифр. Так, только на разработку техзадания по созданию медиаплатформы предлагалось заложить 30 – 60 тысяч долларов США. Люфт в два раза. Подумаешь – тридцатью тысячами больше или меньше. Мелочь же.

Становится ясно, что запуск и поддержка с огромной долей вероятности мертворожденного проекта обойдется беларусским налогоплательщикам в копеечку. Ну а кому-то радость: лишние оклады, премиальные и прочий дополнительный доход. Все остальное – дребедень.

Склад пропаганды стоимостью в миллион долларов в год — вот, собственно, и все, что можно сказать о мегапроекте, с которым, как с писаной торбой, официоз носился последние несколько месяцев. Одна польза — пригодится Videobel впоследствии для суда истории. Пусть архивируют.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news: Лонгриды»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!