Версия Nikkei: китайская черная кошка в темной комнате

Публикация, вышедшая в японском издании Nikkei, дает повод по-иному взглянуть вспыхивающие тут и там конфликты, на роль в этих процессах Китая и на попытки беларусского режима использовать Пекин в качестве противовеса России.

Обосновывая свою версию, автор статьи в Nikkei Кацудзи Наказава ссылается на многочисленные источники, знакомые с дипломатическими маневрами между Китаем и Россией. Имена и должности своих источников автор не раскрывает. Так что однозначный вывод о достоверности предлагаемой им версии сделать невозможно. Однако, если допустить, что ситуация развивалась именно так, и Россия, развязав войну в Украине, просто поставила Китай перед фактом, то преобладающая сегодня точка зрения на бенефициаров этого противостояния и на роль, которую в нем способен играть Пекин, может быть скорректирована.

Главный бенефициар

До сих пор многие исходили из того, что у Китая есть свои интересы в российско-украинской войне и, глобально, в противостоянии РФ с Западом. Вкратце это обосновывается так: Пекин не заинтересован ни в поражении России, ни в укреплении США с союзниками. И пока две стороны конфликта истощают друг друга, вкладывая ресурсы в войну, Китай наращивает собственные мощь и влияние. А тем временем Китай, пользуясь зависимостью России от западных санкций, превращает ее в свой сырьевой придаток. Влияние Китая велико и распространяется на РФ, Иран, Беларусь и многие другие государства. И размещение российского тактического ядерного оружия в нашей стране было согласовано с Пекином для того, чтобы создать дополнительный очаг эскалации и склонить Запад к уступкам. Ну а председатель КНР Си Цзиньпин, при желании, способен в любой момент остановить войну в Украине, что обусловлено зависимостью России от Китая. Однако гипотеза Кацудзи Наказавы позволяет увидеть ситуацию иначе.

И в ее пользу можно, при желании, найти аргументы. Действительно — заинтересован ли Пекин в войнах и конфликтах? Или все же Китай был и остается одним из главных бенефициаров не противостояния, а глобализма, который путинская Россия как раз и разрушает?

Последние десятилетия Пекин активно занимался экономической экспансией. Китайские товары завоевывали мир, а главным своим проектом председатель Си считал инициативу «Один пояс, один путь», связавшей его страну с развитыми и развивающимися экономиками. Как раз по ней развязанная Россией война и ударила больнее всего. Добавим сюда же серьезные проблемы, с которыми сегодня сталкивается сама китайская экономика. Выглядит так, что небольшого камешка может оказаться достаточно, чтобы спровоцировать лавину, из-под которой Китаю не выбраться без серьезных потерь. Нужны ли в этой ситуации Пекину дополнительные шоки? Ведь разрушение глобальной системы может привести к тому, что коммунистическая партия Китая окажется лицом к лицу с без малого полутора миллиардами голодных ртов. Что чревато для нее совсем уже плачевными сценариями.

Пекин без рычагов?

Считается, что как раз Китай стоит за спиной России, Ирана и их союзников, расшатывающих устои глобального мира. А если нет? Если исходить из того, что Пекину это не выгодно, то кукловода следует искать в другом месте.

Давайте посмотрим вокруг: война в Украине, Израиль и Газа, атаки йеменских хуситов на суда в Красном море, перманентно тлеющая Африка, Венесуэла, собравшаяся объявлять войну Гайане — в последние годы конфликты в различных регионах вспыхивают один за другим. Рука Китая в их эскалации или очень хорошо замаскирована, или ее там нет. Зато рука Москвы зачастую просматривается явственно. Кремль даже не очень стремится скрывать свои усилия по дестабилизации в разных уголках земного шара. Вспомним хотя бы ЧВК «Вагнер» в Африке. Напрашивается вывод — возможно, за этими процессами стоит не Пекин, использующий своих сателлитов, а Кремль? И большинство разного масштаба конфликтов, вспыхнувших в последнее время по всей планете, вовсе не китайская затея?

Не Китай, а Россия, используя наработки Советского Союза, рушит глобальную систему. Используя союзников из дружественных СССР арабских государств и различные диктаторские режимы. А у Пекина попросту нет достаточно эффективных рычагов противодействия Москве.

Как утверждает Кацудзи Наказава, Владимир Путин заявил Си Цзиньпину, что планирует воевать пять лет. Если речь идет исключительно о российско-украинской войне, то это Китай как-нибудь переживет. Правда, рассчитывать на его мирный план, да и вообще на способность Пекина как-то влиять на этот конфликт, уже не стоит. Китай ничем помочь не сможет. А вот если Кремль намерен потратить ближайшие пять лет на умножение количества горячих точек по всему миру — то Китай тоже неизбежно оказывается в проигрыше.

К тому же 2024 год – время очередных выборов в США и в ЕС. На фоне всех происходящих событий нетрудно допустить приход к власти во многих странах ультраправых и популистов, что может еще сильнее дестабилизировать глобальный мир. Все это на руку скорее России, а не Китаю, которому нет резона пилить сук, на котором он сидит.

Выходит, влияние Китая на мировую политику как минимум преувеличено. И он вынужден маневрировать между сильными мира сего, стремясь не к экспансии, а к самосохранению. Противостоять и России, и Западу одновременно он не в состоянии. Что, в свою очередь, может быть учтено США и ЕС в поиске путей выхода из потрясающего мир кризиса. Возможно, для Китая важно сохранить лицо, остаться в роли одного из мировых лидеров. А все остальное — вопрос переговоров?

Китай как противовес

Если исходить из такой теории, то и архитектуру отношений беларусского режима с Китаем следует пересмотреть.

Возможно, Александр Лукашенко и рассматривал Китай как возможный противовес России, неуклонно наращивающей свое влияние в нашей стране. Но при описанном раскладе эта ставка точно не сыграет. Что, конечно, минус для беларусского режима, поскольку окончательно лишает его любых альтернатив Москве. И то же российское ядерное оружие могло быть размещено в нашей стране без согласования с Пекином — Си просто поставили перед свершившимся фактом. Что вряд ли понравилось китайским партнерам, но им пришлось смириться. Так что недостаточно жесткая реакция Китая на это решение вызвана была не желанием насолить Западу, а невозможностью повлиять на принятое Кремлем решение.

Из этого следует, что шансы выскочить из-под российского сапога для Беларуси тут не просматриваются. Не исключено, что в Минске уже поняли тщету надежд на Китай. И рассматривают Пекин исключительно как перспективного торгового партнера, а не как силу, за спиной которой можно найти защиту от России. А Лукашенко, за неимением других вариантов, полностью и безоговорочно поддерживает Кремль в его джихаде против Запада, понимая, что делать ставку больше не на кого. Сойти с корабля на берег уже невозможно — дело зашло слишком далеко.

В свою очередь это значит, что и влияние Китая на беларусский режим и проводимую им политику не настолько велико, как предполагалось. Так что ключи к беларусской проблеме были и остаются исключительно в Москве.

Конечно, против версии Nikkei можно выдвинуть множество контраргументов. И до конца убедительной она не выглядит. Но никто и не призывает принимать ее как единственно верную. Просто она позволяет взглянуть на ситуацию под другим углом, что бывает полезно для всестороннего анализа проблемы. Но если роль Китая и его способность влиять на мировые процессы в самом деле преувеличена, то, возможно, не стоит тратить время на поиски черной кошки возможностей там, где ее нет.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!