Важнейшие выборы в Польше. Диспозиция, поляризация, Пиррова победа

В ближайшее воскресенье, 15 октября, в Польше пройдут парламентские выборы. На них решится, останется ли у власти партия «Право и Справедливость», или оппозиционная коалиция сможет прервать её восьмилетнее правление.

Поляки будут избирать депутатов нижней палаты Парламента – Сейма и верхней – Сената. Польша – парламентская республика, поэтому парламентские выборы здесь важнее президентских. К участию в выборах в Сейм, который является самым сильным органом власти в Польше – он назначает правительство, может отправить в отставку президента и преодолеть вето Сената — допущены семь избирательных комитетов, но основная борьба будет происходить между двумя крупнейшими игроками: «Право и Справедливость», которую возглавляет Ярослав Качиньски, и «Гражданская Коалиция» Дональда Туска. В оба списка входят не только члены ведущих партий «Право и Справедливость» и «Гражданская Платформа», но и представители меньших партий и внепартийных групп, присоединившихся к тому или иному лагерю.

Диспозиция

В Польше проводится множество различных опросов, но большинство из них фиксируют некоторое преимущество «Права и Справедливости». Так, долгосрочное исследование, опубликованное изданием Wirtualna Polska, говорит о том, что за неделю до выборов 33,8% респондентов заявили о намерении поддержать правящую партию против 28,1% у «Гражданской Коалиции». Остальные избирательные комитеты значительно отстают. Так, коалиции левых партий «Левица» прочат чуть более 10,2% голосов, центристская коалиция «Третья дорога» наберёт около 9,4%. Пятая сила, кандидаты которой скорее всего окажутся в Сейме, это радикальные евроскептики из «Конфедерации Свобода и Независимость», декларирующие приверженность либертарианству. Остальные политические силы практически наверняка не смогут преодолеть необходимый барьер, который в Польше составляет 5% для партий и 8% – для коалиций. Часть избирателей отдаст предпочтения силам, у которых нет шансов попасть в Сейм, либо кандидатам, идущим по спискам беспартийных. Около 9% еще не определились, за кого будут голосовать.

Выборы в Парламент проходят по пропорциональной избирательной системе с преференцией – то есть избиратель голосует за один партийный или коалиционный список, но может выбрать конкретного кандидата в нём. Таким образом, есть возможность, что в Сейм попадёт не кандидат из первого номера списка, а тот, кого предпочтут больше избирателей. Выборы пройдут в 41 избирательном округе. Каждый из них, в зависимости от количества населения, в Сейме будут представлять от 7 до 19 депутатов.

В выборах в качестве кандидата пробует силы и беларуска Яна Шостак, известная своими перформансами, направленными на привлечение внимания к репрессиям в Беларуси. Она – 11-й номер в списке коалиции левых партий – «Левицы» в Познани. Теоретически шансы попасть в Сейм у Яны есть, но в реальности они крайне невелики. Всего от Познани в сейм отправятся 10 депутатов, и, по прогнозам социологов, среди них будет лишь один представитель «Левицы». Едва ли больше всего сторонников социалистов предпочтут именно беларуску с 11 места списка, в котором находятся гораздо более известные и опытные политики, встроенные в польскую повестку.

Яна Шостак. Фото: @heart.is.for.art

Особенность пропорциональной избирательной системы заключается в том, что не всегда, точнее, почти никогда результат выборов в процентах не отражает распределение мандатов. Это происходит по ряду причин, но в основном из-за того, что часть избирателей неминуемо отдает предпочтение тем кандидатам, которые не переступают электоральный барьер. Так, по результатам парламентских выборов и 2015, и 2019 годов возглавляемая «Правом и Справедливостью» коалиция объединённых правых получила 235 мандатов, что позволило ей контролировать Сейм, в котором всего 460 мест, хотя в первом случае она набрала 37,59% голосов, а во втором почти на 6% больше — 43,56%.

Забег с тяжелым чемоданом

Согласно нынешним прогнозам социологов, на нынешних выборах «Праву и Справедливости» не удастся получить простого большинства. Не получит превосходства в будущем составе Сейма и оппозиционная «Гражданская Коалиция». Соответственно, расстановку сил в парламенте будет определять коалиционное строительство. И тут у «ПиС» начинаются проблемы, несмотря на формально выигранные выборы. Руководитель «Права и Справедливости» Ярослав Качиньски никогда не обладал харизмой или ораторским мастерством своего брата Леха, погибшего в Смоленской авиакатастрофе в апреле 2010-го, но всегда был мастером политический дипломатии и мог найти точки соприкосновения с самыми неожиданными людьми, чтобы обеспечить результат своей партии.

Долгие восемь лет пребывания у власти не были безоблачными. На них выпали многочисленные социальные протесты и массовые забастовки различных социальных групп – от фермеров и таксистов до учителей, медработников и авиадиспетчеров. Во время эпидемии COVID-19 польское руководство приняло очень жесткие ограничительные меры, которые имели тяжелые последствия для мелкого и среднего бизнеса, подсветили накопившиеся проблемы в и без того неидеальной системе здравоохранения и, естественно, вызвали критику – как обоснованную, так и популистскую.

Произошли многочисленные коррупционные скандалы и скандалы, связанные с назначением на высокие политические посты или в советы крупных госкорпораций людей с сомнительной репутацией или вовсе без неё. Хотя такие скандалы неизбежны в любой стране, которая пережила коммунистическую диктатуру и не пошла на жесткую люстрацию – но они бросают тень на годы правления «ПиС».

Не утихали и мировоззренческие споры: о запрете абортов, о роли католического костёла в общественной жизни и его налоговых льготах, уместности сексуального образования в школах, правах меньшинств и т. д.

Безусловно, есть вещи, которые можно записать в актив. Это увеличение численности армии, её качественное перевооружение современным западным оружием, борьба с «НДС-мафией», позволившая вернуть в бюджет крупные суммы от необоснованных возвратов налога на добавленную стоимость, масштабные социальные программы, повышение пенсий, снижение безработицы, защита государственной границы, беспрецедентная помощь Украине в защите от российской агрессии путём поставок вооружения, гуманитарной помощи, приёма миллионов беженцев… Эти шаги также подвергаются критике: военная реформа ведёт к росту внешнего долга и политизации армии, социальные программы – популистские, громоздкие и неэффективные, ведущие к ускорению инфляции, при охране границы нарушаются права человека, а Украине можно было бы помогать и больше, а ругаться с ней – поменьше.

Еще одной ареной, на которой идёт упорная борьба, являются отношения с Европейским союзом. Если очень коротко и несколько упрощенно, то ни одна из польских крупных политических сил не ставит под сомнение евроатлантическое будущее Польши, но политики, ориентирующиеся на первое лицо оппозиции – бывшего премьер-министра Польши и председателя Европейского Совета в 2014-2019 гг. Дональда Туска – выступают за скорейшую европейскую интеграцию и максимально четкое исполнение всех правил ЕС, а «ПиС» обвиняют в евроскептицизме, в том, что их судебная реформа противоречит стандартам европейского правосудия (это правда) и стремлении выйти из ЕС (это неправда). Первое лицо «ПиС» Ярослав Качиньски и его сторонники же считают, что европейская интеграция должна отвечать в первую очередь интересам Польши, и при отстаивании в развитии в рамках ЕС все средства хороши, даже если это идёт в ущерб скорости интеграции и европейскому единству. Это уже неоднократно приводило к наложению штрафных санкций на Польшу за невыполнение предписаний европейских органов. Своих оппонентов правящая партия обвиняет в потакании интересам Брюсселя и крупных западных государств.

Формат одной статьи не позволяет более подробно описать все аспекты продолжительного нахождения у власти в Польше «ПиС», но очевидно, что в силу разнообразных объективных и субъективных процессов, неизбежных и необязательных ошибок, справедливой и манипулятивной критики правящая партия накопила внушительный багаж негатива, усталости от своего восьмилетнего присутствия в правительстве и в телевизоре и стала токсичной для большинства своих оппонентов, что крайне осложнит ей поиск союзников в будущем составе Сейма.

Поляризация

Всё стало еще хуже во время предвыборной кампании, которая фактически началась задолго до назначения даты выборов. Польское общество было и так поляризовано по большинству вопросов, но примерно за год до выборов в информационном пространстве этой страны началась дичь. Грязь и кое-что похуже на оппонентов густыми потоками льётся со всех сторон, смотреть, читать и слушать это физически больно. Описывать обоюдное бросание какашками не имеет смысла, да и не хочется, поэтому приведу лишь самые безумные нарративы, распространяемые разными сторонами. Так, по версии государственного телевидения и других изданий, однозначно стоящих на стороне «ПиС», лидер оппозиции Дональд Туск одновременно является агентом Москвы, Берлина и Брюсселя, он участвовал в заговоре Путина, в результате которого под Смоленском был взорван самолёт, в котором погиб президент Ярослав Качиньски с супругой Марией и еще 94 человека. Нередко на телевидении, когда диктор зачитывает новость о Туске, фоном идёт архивная запись бомбардировки Польши немецкими самолётами во время Второй мировой войны.

Комментировать это незачем, и я остановлюсь лишь на истории, которая регулярно всплывает уже на протяжении многих лет. Речь идет о том, что дед Дональда Туска служил в Вермахте. Удивительно, но это правда. Дело в том, что Йозеф Туск жил в окрестностях Гданьска и в первый же день войны – 1 сентября 1939 года — был арестован «Гестапо» и отправлен на принудительные работы в порт, а затем — в концлагерь Штуттгоф недалеко от Гданьска, где он пробыл до августа 1942 года, когда был освобожден как непригодный к работе. Если почитать немного о леденящей душу истории этого лагеря, можно понять, что такая формулировка вероятнее всего означает, что человека выпустили умирать, чтобы не возиться с его погребением. Однако Йозеф Туск выжил, и так как Гданьск был объявлен немецким городом, его мужское население подлежало мобилизации. Он был мобилизован в Вермахт в августе 1944-го и прослужил в резервном подразделении аж до октября, после чего уже служил в польской армии. После войны он создал в Сопоте мастерскую по изготовлению музыкальных инструментов и умер в 1987 году. Никаких претензий у польских властей того времени к нему не было. Подобных историй в большой стране, которая была полностью оккупирована нацистами, а затем и коммунистами – миллионы, если не десятки миллионов, причем далеко не всем удалось выжить. Манипуляции на столь болезненной теме глубочайшей исторической травмы целой нации остаётся лишь оставить совести создателей и ретрансляторов.

К сожалению, оппозиционная сторона если и отстаёт от оппонентов, то совсем чуть-чуть. Практически каждая более-менее значимая и эмоционально заряженная новость очень быстро обрастает самыми безумными интерпретациями. Например, на этой неделе появилась информация о том, что в отставку подали два генерала вооруженных сил Польши – руководитель генштаба Раймунд Анджейчак и оперативный командующий родов вооруженных сил Томаш Пётровски. Сами бывшие военнослужащие не давали комментариев СМИ. Причины отставки могут быть самые разные. Тем более, польская армия также не лишена своих проблем: вспомнить хотя бы дезертирство и побег в Беларусь Эмиля Чечко, обнаружение в лесу в глубине польской территории российской ракеты или залёт в воздушное пространство Польши беларусских военных вертолётов, о которых общество узнало не от Министерства обороны, а от туристов, которые сняли это на видео. Тогда те же медиа сами призывали к отставкам в минобороны. Сейчас же информация об отставке подаётся под заголовками, кричащими о том, как армия отворачивается от «ПиС», что отставка – это протест генералов в ответ на политизацию армии, что это месть министра обороны Блащака, что это «землетрясение» в Польской армии, что отставка двух польских генералов негативно повлияет на обороноспособность Украины и (!) помешает эвакуации польских граждан из Израиля. При этом стоит отметить, что на деле Анджейчак и Пётровски не уволены и не отправлены в отставку, а сами написали заявления об отставке. Эти заявления еще не рассмотрены, они продолжают исполнять свои обязанности. Остаётся лишь пожать плечами и задаться вопросом, как можно настолько не уважать своих читателей и зрителей.

Такое накручивание происходит не только в СМИ, и спрятаться от него не получится, просто выключив телевизор или закрыв новостной сайт в браузере. Очень «мило» становится, когда рекламный ролик с тревожной музыкой и агрессивными нападками на оппонента неожиданно включается, когда ребёнок смотрит с твоего Youtube-аккаунта свинку Пепу или Baby Shark. Особенно меня впечатлил билборд одной из оппозиционных сил, на котором Ярослав Качиньски был изображен с неестественно большими глазами и зеленоватым цветом кожи. Я увидел его, когда проезжал на автобусе небольшой городок. Сидящий рядом ребёнок тоже его заметил и спросил своего отца: «Папа, а что Качиньски – не человек?». Мне стало жутковато, и я мысленно поблагодарил этого человека за то, что он, очевидно, не будучи сторонником «ПиС», не стал агитировать своего сына, а рассказывал ему о пропаганде и необходимости думать своей головой в любой ситуации. Всё же эмоции, перехлёсты и даже манипуляции в действительно важной политической кампании – это одно, а игры с расчеловечиванием оппонента – это совсем другое и еще никогда в истории человечества хорошо не заканчивалось.

Выстрел себе в ногу и Пиррова победа

Вышеописанные рассуждения о допустимости манипуляций в политической борьбе носят не только морализаторский, но и крайне практический характер. Дело в том, что если ты называешь в публичной дискуссии своего оппонента фашистом, коммунистом или агентом Путина, то тебе потом трудно будет объяснить своим избирателям, почему ты вступаешь с ним в коалицию, даже если эта коалиция необходима для того, чтобы не допустить к власти настоящего фашиста, коммуниста или агента Путина. С другой стороны, и оппонент, которого ты записал в преступники ради красного словца, тоже не будет гореть желанием иметь с тобой дела.

Этот эффект уже на этих выборах может сыграть злую шутку и с «ПиС», и с оппозицией. Неуверенная победа «ПиС» не позволит самостоятельно сформировать правительство, а после всего, что сказано и сделано, на поддержку «Гражданской Коалиции», «Левицы» или «Третьей Дороги» рассчитывать не приходится.

Искать союзников Качиньскому придётся лишь в «Конфедерации», которая не скрывает своих антиевропейских, антинатовских, антиукраинских взглядов, а её лидер Кшиштоф Босак – выходец из молодёжных националистических организаций, если вы понимаете, о чем я. Коалиция с такой партией едва ли добавит очков «ПиС», в том числе и на будущих выборах, а «Конфедерации» добавит их очень много. Понимая своё исключительное положение единственных возможных союзников победителей выборов, они могут попросить очень жирные куски и занять заметные места в будущем правительстве и государственном аппарате – прекрасный результат для партии, едва преодолевающей электоральный барьер! Зато отвратительный результат для Польши как государства, которая получит маргинальных популистов, прорвавшихся в большую политику, с непредсказуемым эффектом для отношений с ЕС, США и Украиной.

Еще более интересный сценарий может развернуться, если окажется, что социологи ошиблись, как уже неоднократно бывало в истории Польши, и одна из сил не пройдёт в Сейм. Ведь гарантированно в Сейм проходят лишь «ПиС» и «Гражданская коалиция», а остальные силы не так далеко находятся от порога прохождения 8%. Если чуть меньше наберёт и не попадёт в Сейм «Конфедерация», то оппозиция сможет вздохнуть с облегчением и сформировать правящую коалицию. А если в Сейме не окажется представителей «Левицы» – а так уже тоже бывало – ситуация для всех может оказаться еще печальнее, чем в варианте коалиции «ПиС» – «Конфедерация».

 P. S. Референдум

Одновременно с выборами в Сейм и Сенат пройдёт референдум. То есть избирателям, пришедшим на участки для голосования, будут предложены три бланка: бюллетень для голосования за кандидатов в Сейм, бюллетень для голосования за кандидатов в Сенат, также бланк с четырьмя вопросами, вынесенными на референдум. Избирателям будет предложено ответить на 4 вопроса:

  • Поддерживаете ли вы продажу государственных активов иностранным субъектам, которая приведет к потере польскими гражданами контроля над стратегическими секторами экономики?
  • Поддерживаете ли вы повышение пенсионного возраста, в том числе возвращение увеличенного до 67 лет пенсионного возраста для женщин и мужчин?
  • Поддерживаете ли вы ликвидацию стены на границе между Республикой Польша и Республикой Беларусь?
  • Поддерживаете ли вы прием тысяч нелегальных иммигрантов с Ближнего Востока и Африки в рамках механизма принудительного переселения, навязанного европейской бюрократией?

Если вам показалось, что вопросы заданы в крайне своеобразной манере, а ответы на них в значительной степени запрограммированы, то вы молодец, и с вами согласно большинство польских наблюдателей, обозревателей и политологов. В вопросы, вынесенные на референдум, запакованы основные страшилки и черты, которые «ПиС» в значительной степени приписывает своим оппонентам, и очень похоже на то, что референдум является лишь частью предвыборной кампании «ПиС». Это попытка через эмоционально заряженные вопросы мобилизовать своих сторонников. Для того, чтобы его провести, правящая партия сполна использовала своё положение: лишь незадолго до объявления внесла, по сути продавила, в избирательный кодекс изменения о возможности проведения референдума в один день с выборами, а решение о назначении референдума было опубликовано 17 сентября – менее чем за месяц до выборов и референдума. Оппозиция призывает принимать участие в выборах, но бойкотировать референдум.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!