— Как произошедшее можно оценить с точки международного права?
— Инцидент в Керченском проливе имеет все признаки спланированной операции России. Тем не менее, обе стороны настаивают, что норм международного права не нарушали, а действовали в соответствии с ними. Основные международные силы пока обходятся осторожными призывами к сдержанности обеих сторон. США свою позицию не заявили. Сегодняшнее экстренное заседание Совета Безопасности ООН, созываемое по требованию Украины, поможет прояснить ситуацию и позицию США. Но особо уповать на защиту международного права не стоит. До сих пор признание и осуждение того, что Россия грубо нарушала международные нормы – в Крыму и на Донбассе – не помогло остановить её агрессивные действия.
— Чем чревата готовность России к таким действиям?
— Происходит именно то, чего опасались многие. Рано или поздно Россия переходит от завуалированных угроз к вооружённым действиям, заставляя соседние страны задумываться о своих собственных перспективах и о том, как не допустить вооружённой конфронтации с Кремлём. Вчерашний инцидент показал быстрый переход ситуации от абстракции к реальным последствиям, это придаст дополнительную мотивацию тем, кто выступает за меры по сдерживанию России.
— Может ли это нести опасность для Беларуси?
— Главная опасность – очередная попытка России втянуть Беларусь в противостояние с Украиной. До сих пор у Лукашенко получалось успешно маневрировать и не делать однозначный выбор в этом конфликте. Стоит ожидать, что Беларусь продолжит эту линию, вероятно, опираясь на оценку СБ ООН. Вместе с тем, Россия всегда может позволить себе бОльшую настойчивость в общении с Беларусью.