Главный внештатный инфекционист Минздрава, заведующий кафедрой инфекционных болезней БГМУ Игорь Карпов в ходе сегодняшнего стрима из Национального пресс-центра рассказал о том, чем отличается коронавирусная пневмония от других пневмоний, как в Беларуси лечат COVID-19 и какие осложнения он вызывает.
По словам медика, любая вирусная пневмония в принципе очень отличается от бактериальной.
«При бактериальной пневмонии микроорганизм вызывает локальный воспалительный процесс — подчеркиваю, локальный, несмотря на общее ухудшение самочувствия. Он проходит по своим законам, и есть метод аускультации, то есть когда послушает трубочкой врач, и рентгенологические исследования, которые, как правило, выявляют локальные внешние проявления в легких, так называемую инфильтрацию, или воспаление», — объяснил он.
Вирусная пневмония протекает совсем иначе, и у коронавируса есть особая картина.
«Очень любят специалисты такое слово «отсосудистый процесс» — когда нарушается проницаемость сосудистая на фоне воспаления, и процесс уже идет диффузно, не локально. Достаточно специфическая картина коронавирусной пневмонии на компьютерной томографии с диффузным поражением и периферическим», — пояснил Карпов.
Он добавил, что и бактериальные пневмонии могут протекать очень тяжело, особенно пневмококковые. Однако при них эффективна терапия антибиотиками, в отличие от вирусов. В случае гриппа также есть препараты, например отечественный «Флустоп», а против коронавируса специфических препаратов пока нет. Тем не менее рекомендации и наработки по лечению в мире имеются. И их используют при лечении коронавируса и в Беларуси.
«Конечно, мы в данном случае ориентируемся на рекомендации ВОЗ, они пока очень сдержанные. Повторю, что этиотропной терапии, то есть направленной на элиминацию вируса, в настоящее время нет. Поэтому мы осознаем степень ответственности. Надо отметить, что препараты от ВИЧ, которые вначале обсуждались как лечение, увы, не оправдали надежд. Сейчас чаще пишут о хлорохине, его сочетании с азитромицином, — это то, что рекомендуется у нас при определенных показаниях. Терапии, которая применяется ко всем, направо и налево, — такого нет. Но если лекарства будут появляться, реакция на них, изучение и внедрение в протоколы будут незамедлительны», — рассказал Игорь Карпов.
Он также прокомментировал рекомендацию больным с коронавирусной пневмонией лежать на животе. По словам Карпова, это очень эффективный метод, он позволяет «расправить» легкие и помочь им дышать.
Инфекционист также описал осложнения, которые возникают в случае коронавируса.
«Это развитие более тяжелых форм — пневмонии и осложнений от пневмонии. Возникае дыхательная недостаточность — она развивается у людей пожилого возраста и людей с отягощающими фоновыми заболеваниями», — сказал специалист.
Возникают и внелегочные осложнения — правда, гораздо реже, подчеркнул Карпов.
«Это сердечные осложнения, когда человеку требуется поддержка артериального давления, кроме инфузионной терапии, соответствующие лекарства. Развитие почечной недостаточности не так часто, но бывает. И то, что волнует врачей, особенно интенсивной терапии и реманимации, — это синдром полиорганной недостаточности, когда функциональные нарушения возникают со стороны разных органов и систем. Неврологические проявления бывают крайне редко, это единичные случаи, описанные в мировой литературе», — рассказал инфекционист.
Игорь Карпов добавил, что в Беларуси заболевание протекает абсолютно так же, как и в остальном мире. И на данный момент еще рано оценивать процент возникающих пневмоний и тяжелых случаев.
«Я очень сдержанно отношусь к процентам, которые публикуются в том числе в зарубежной литературе. Все зависит от объема выборки, количества пациентов, которые наблюдаются, и того, как они наблюдаются. Это связано и с тем, сколько пациентов обследовали рентгенологически, какому количеству делали КТ. Все зависит от методологических подходов», — добавил медик.