«Круглый стол» с участием дипломатического корпуса, официальных представителей властей Беларуси и широкого круга руководителей международных проектов состоялся в Минске 22 ноября 2019 года в конференц-центре IBB.
Мероприятие стало частью проекта по построению сценария «Восточное партнерство–2030». Он посвящен будущему региона и организован Visegrad Insight, the German Marshall Fund of the US и рядом региональных партнеров, включая iSANS — Международную сеть стратегических действий по обеспечению безопасности.
Открыл мероприятие посол Польши в Беларуси Артур Михальски. Напомним, именно Польша при участии Швеции была инициатором создания «Восточного партерства» в 2008 году. Господин посол отметил, что «инициатива родилась из нашего глубочайшего понимания, что соседство — это важная вещь» (полный текст выступления читайте здесь).
В рамках «круглого стола» состоялись две отдельные секции обсуждений с участием европейских дипломатов и беларусских экспертов. Редакция Reform.by вначале публикует краткие тезисы участников экспертной сессии, которые ответили на вопрос, каков главный тренд, который будет управлять отношениями Беларуси и ЕС (стенограмму первой панели читайте здесь). Модерировал дискуссию журналист Серж Харитонов.
Данейко: Литовские консерваторы мечтают «получить из рук Путина уничтожение Беларуси»
Генеральный директор бизнес-школы ИПМ Павел Данейко предельно резко выступил с критикой позиции соседней Литвы по беларусскому вопросу. На его взгляд, Литва блокирует сближение Беларуси с ЕС и в принципе не заинтересована в независимом беларусском государстве.
— Мы имеем сейчас совершенно понятную ситуацию с Литвой, которая блокирует наши отношения с Европой. Литва, провалившая реформы, правые националисты, которые хотят использовать национализм для того, чтобы поднять свои рейтинги. Их мечта, получив из рук Екатерины название «Литва», из рук Сталина — Вильнюс, получить из рук Путина уничтожение Беларуси и наследника Великого княжества Литовского, остаться одним. Пока этот гвоздь не будет выдернут, нам какие-то строить отношения с Европой будет сложно, потому что просто литовцы блокируют. Крайне правая группа с этим диким мышлением использует полную чушь по поводу атомной электростанции.
Мацкевич: ЕС хочет, чтобы у нас была диктатура
Беларусский философ и методолог Владимир Мацкевич утверждает, что Европейский союз заинтересован в сохранении авторитарного режима в Беларуси, а западные фонды занимаются имитацией выращивания гражданского общества в нашей стране.
— На сегодняшний день Европа заинтересована в стабильности. Если говорить про энергетику, то, что бы там ни говорил сейчас Павел Данейко, БелАЭС с одобрения Евросоюза строится. И то, что усилия «консервативной, националистической» Литвы и наших экологов не имеют никакого эффекта, то это и есть результат вот этих тенденций в энергетике. То же самое и про остальное. Местное самоуправление — если уничтожены все местные сообщества, местное самоуправление на сегодняшний день нужно выращивать с нуля. А когда приезжают советники из Европы и говорят «ну вот, давайте сделаем так же, как в Швеции или Дании, местное самоуправление», то они просто не понимают того, что здесь происходит. А когда ты понимаешь, что здесь происходит, и начинаешь это анализировать, посмотрите на усилия Фонда Сапеги или других, заинтересованных в местном самоуправлении. Управление есть, и на сегодня все держится на управлении вертикальном местных процессов. А вот даже те усилия, которые делались отдельными фондами, отдельными организациями европейскими по выращиванию сообществ, они на сегодняшний день приостановились. Главное — это не активность, не солидарность местного сообщества, а чтобы построить велодорожку, например, или там карусель какую-то. И тогда это не инициатива граждан, это не солидарные действия местного сообщества, а это сепаратное соглашение какого-то фонда с местной администрацией, которая может предъявить материальный итог. Еще раз, главная тенденция сегодня — это стабильность. Европа заинтересована в том, чтобы у нас была стабильная ситуация, т.е. диктатура. Не последняя диктатура в Европе, но первая диктатура 21-го века.
Рудковский: Беларусы считают, что ЕС не способствует укреплению традиционных ценностей
Директор BISS Петр Рудковский считает, что ценностная трансформация — предварительное условие дальнейших политических и экономических изменений в нашей стране.
— Участвуя в таких дискуссиях, я каждый раз узнаю что-то новое. Например, что в Литве консервативно-националистическое правительство. Мне казалось, что лево-центристское, что президент — либерал, а оказывается, что националистически-консервативное. Возвращаясь к Беларуси, тут звучали такие постулаты, как десоветизация, европеизация. Был разговор про потерю привлекательности либеральной модели, что ценностная трансформация — предварительное условие дальнейших политических и экономических трасформаций. Летом текущего года в рамках проекта «EU neighbours east» был опубликован опрос, который проводился в 6 странах «Восточного партнерства». Результаты этого исследования должны быть неутешительными для проевропейских сил в Беларуси. По всем основным параметрам Беларусь находится на последнем месте. По позитивному воприятию ЕС Беларусь на последнем месте. Беларусь — единственная страна, где большинство населения считает, что ЕС не способствует сохранению беларусских национальных или традиционных ценностей. Зато на первом месте позитивного восприятия — ЕАЭС. Это вещи, которые стоит учитывать в контексте такого типа дискуссий или такого типа проектов, когда разговариваем про стратегию на следующую декаду. То, что прозвучало у Павла Данейко, это необходимость обратиться к ценностной структуре беларусов. Без учета ценностных структур, т.е. что происходит в головах беларусов, каким образом они воспринимают мир, каким образом они переваривают информацию, разного рода стратегии не будут особо работать. Наш институт очень беспокоит этот вопрос. Я назвал эти факты, мы их воспринимаем как вызов. Мы занимаемся анализом этих вещей, занимаемся ценностными трансформациями.
Егоров: Мой прогноз достаточно пессимистический
Беларусский политолог и методолог Андрей Егоров уверен, «Восточное партнерство» превращается в традиционную бюрократическую европейскую программу, а сущностные вопросы будут решаться в двухстороннем режиме.
— Тезис первый — никакого коренного пересмотра структуры, цели и так далее «Восточного партнерства» не произойдет. То, что будет принято в рамки «Восточного партнерства», будет mutatis mutandis напоминать Deliverables 2020, этот документ, с минимальными отличиями. Как это будет строиться? Это будет строиться точно так же, как строился Deliverables 2020. Европейские программы будут взяты, трансформированы в бенчмаркс, гоулс, индикаторы и т.д. Основными игроками в составлении этого дела будут European Commission и eap governments. Третий игрок, который будет на это влиять — это international financial institutions (EBRD, EIB, Всемирный банк), которые будут играть свою роль, которые являются основными потребителями европейских программ, которые перераспределяют европейские деньги на этой территории. Все останется ровно в этой же рамке. Но дальше все сущностные вопросы будут решаться в двухстороннем режиме. Произойдет дальнейшая билатерализация отношений. И какие-то вопросы, связанные с экстренными решениями политических задач, которые возникают. Ну, например, резко меняется правительство в Молдове, или происходит откат, или наоборот прогресс в Украине. Они будут решаться в рамках budget support. Это будет концентрация ресурсов из имеющихся программ либо выделение специальной бюджетной поддержки. Беларусь тоже будет включаться постепенно в такого рода схему, если она сумеет подписать partnership priorities. Мой вот такой прогноз, достаточно пессимистический. Это значит, что «Восточное партнерство» будет дальше бюрократизироваться и приводиться к форме традиционных бюрократических европейских программ. Если не появятся какие-нибудь крупные организации, стейкхолдеры, которые будут настаивать на возвращении к ценностям, новому программному видению и т.д, и они будут достаточно сильными, чтобы лоббировать другую структуру. Но это станет возможным не ранее чем через 2 года.
Карбалевич: По вопросу БелАЭС Евросоюз от нейтралитета перешел к мягкой поддержке Литвы
Политолог Валерий Карбалевич считает, что Беларусь продолжит очень медленно восстанавливать отношения с Европейским союзом, однако в ближайшее время не сможет подписать с ЕС «Приоритеты партнерства». Это не позволит в полной мере воспользоваться всеми теми возможностями, которые предоставляет инициатива «Восточное партнерство».
— Если говорить про тренды, то я думаю, что теперешний тренд очень неторопливого, постепенного размораживания и нормализации отношений между Беларусью и ЕС будет продолжаться, несмотря на итоги парламентских выборов. Не думаю, что будет какое-то ускорение сильное, как и сильное замораживание. Но я хотел бы обратить внимание на один момент, который не очень был замечен беларусским экспертным сообществом. Несколько недель назад, еще перед визитом Лукашенко в Австрию, еврокомиссар Хан заявил в Европарламенте про то, что «Приоритеты партнерства», тот самый многострадальный документ, с ним возникли проблемы и, кажется, ситуация окончательно зашла в тупик. Документ почти готов, но его подписание блокирует Литва, увязывая этот вопрос с остановкой атомной электростанции в Островце. Литва давно пробовала втянуть ЕС в этот конфликт, но до сих пор эти намерения были неудачными. Евросоюз не хотел присоединяться к этому спору. Так вот, еврокомиссар Хан, выступая в комиссии Европарламента, сказал очень такую интересную вещь, что нужно Беларуси договариваться с Литвой на счет станции. И из контекста можно было понять, что нужно выполнить те требования, которые просит Литва. Т.е. акцент в деятельности Евросоюза сменился с нейтралитета на мягкую поддержку Литвы. Поскольку позиция сторон, Литвы и Беларуси, по этому конфликту диаметрально противоположны и на сегодняшний день невозможно их совместить, то это означает, что документ о «Приоритетах партнерства» зашел в тупик, и каких-то близких перспектив по его подписанию практически нет. Что это означает для Беларуси? Сказать, что отстуствие этого договора сильно мешает отношениям Беларуси с Евросоюзом — не скажешь. Они и так развиваются поступательно, независимо от этого документа. Однако если бы этот документ был подписан, то Беларусь могла бы получить более значительные ресурсы из бюджета Евросоюза. Причем не кредиты, а гранты. Речь идет о десятках, а, возможно, и сотнях миллионов долларов в течение нескольких лет. Таким образом, Беларусь эти деньги не получит. Беларусь и сегодня получает меньше в рамках программ «Восточного партнерства» по сравнению с другими участниками. И эта ситуация замораживается.
***
Мнение редакции #RFRM и организаторов мероприятия может не совпадать с мнением экспертов.
***
Читайте также: Игорь Кизим: Не надо тянуть в «Восточное партнерство» тех, кто этого не хочет
***
Понравился материал? Успей обсудить его в комментах паблика #RFRM на Facebook, пока все наши там. Присоединяйся бесплатно к самой быстрорастущей группе реформаторов в Беларуси!
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: