Беларусский рубль остается стабильным, укрепившись после резкого обвала в феврале-марте, вызванного нападением России на Украину и введением санкций против Беларуси и РФ. Исследовательница BEROC Анастасия Лузгина проанализировала состояние валютного рынка и назвала основные риски для беларусского рубля.
Она пишет, что курс национальной валюты всегда играл важную роль в качестве показателя экономической стабильности. Надо отметить, что экономические власти Беларуси также акцентируют внимание на курсовой стабильности, а также профиците внешней торговли. Например, это регулярно делает премьер-министр Роман Головченко.
«Стабильность беларусского валютного рынка – это не результат экономических успехов, а скорее отражение ужесточения условий работы экономики. Укрепление беларусского рубля по отношению к доллару США и евро произошло на фоне ускоренного сокращения беларусского импорта. В то же время слабость беларусской валюты к российскому рублю увеличивает конкурентоспособность беларусской продукции на российском рынке.
Валютные резервы, хотя и недостаточные, сохранились из-за низкого спроса на иностранную валюту и платежей по внешнему долгу в беларусских рублях. Нарушение экономических и политических отношений со странами Запада стимулирует беларусские власти к переориентации экономики на восточных партнеров, что привело к модификации состава валютной корзины. В долгосрочной перспективе нынешняя стабильность белорусской валюты может быстро исчезнуть в случае реализации одного или нескольких рисков», — пишет Лузгина.
Она выделяет несколько рисков, которые могут подорвать стабильность беларусского рубля. Усугубление экономических проблем России, например, из-за введения ценового потолка на нефть, может привести к снижению курса российского рубля и к уменьшению конкурентоспособности беларусских товаров в России.
Сохраняется риск новых санкций, которые также могут затронуть выстраивающиеся экспортные цепочки.
Еще одним риском является дальнейшее сокращение поступлений от экспортно ориентированных услуг, таких как транспортные и ИКТ.
«Недавние успехи во внешней торговле в основном связаны с продолжением продаж калийных, азотных удобрений и других продуктов на мировом рынке, сильным российским рублем и открытостью российского рынка по отношению к беларусским компаниям, низким уровнем беларусского импорта и дешевым российским газом. Если условия торговли с Россией ухудшатся, а ключевые экспортно-ориентированные отрасли пострадают от санкций и репутационных рисков, валютный рынок может дестабилизироваться», — считает Лузгина.
Еще одной проблемой для беларусского валютного рынка в средне- и долгосрочной перспективе является поведение домохозяйств. В январе-августе беларусы в целом выступали чистыми продавцами валюты, при этом в марте и июне покупка валюты населением превышала продажу, а сентябре-ноябре домохозяйства стали чистыми покупателями валюты. Такое изменение исследовательница объясняет тем, что беларусы активизировали покупки за границей, на их поведения могла повлиять частичная мобилизация в РФ, которая усилила неопределенность. Также продолжается отток денежных средств, так как из страны продолжают уезжать различные специалисты, в том числе в сфере IT, которые продают имущество и переводят деньги за рубеж.