В Беларуси есть возможности для ускорения процесса реструктуризации госпредприятий, однако правительство не будет предпринимать резких шагов. Такое мнение высказал в ходе организованного ИПМ и МВФ семинара «(Пере)оценка роли государственных предприятий в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе» министр финансов Максим Ермолович.
Он отметил, что больших различий между рекомендациями МВФ и действиями правительства Беларуси в части реформ госсектора нет.
«Конечно, вопрос это скорость и глубина этих реформ. С точки зрения скорости мы выбрали наиболее безопасный в социальном отношении трек. Это позволяет нам избежать создания социальной напряженности», — отметил министр финансов.
Вместе с тем, учитывая то, как частный сектор абсорбирует высвобождаемую на госпредприятиях рабочую силу, он видит возможность для увеличения скорости реструктуризации.
«У меня есть убежденность в том, что можно двигаться немного быстрее в этом направлении из-за того, что сегодня есть востребованность в рабочей силе. И высвобождение этой рабочей силы с небольшими бюджетными затратами на переобучение, поддержку переезда, позволило бы наиболее эффективным способом оптимизировать структуру занятости в стране. Но еще раз повторюсь, никаких резких шагов правительство делать не намерено», — сказал он.
В Беларуси для госкомпаний очень большой кнут и слишком маленький пряник, считает гендиректор бизнес-школы ИПМ Павел Данейко. Он уверен, что надо менять систему мотивации для госсектора.
Павел Данейко обратил внимание и на позитивные тенденции: растет число руководителей госпредприятий, которые приходят на программы МВА. Идет смена директората.
«Приходят директорами госкомпаний ребята 35+ с желанием что-то менять», — сказал он.
Одно из главных проблем госсектора директор инвестиционной компании «Юнитер» Роман Осипов назвал отставание в конкурентоспособности госпредприятий. Среди причин он назвал процессы концентрации на глобальных рынках, в результате чего беларусские экспортеры начинают отставать.
«В мире идет гигантская концентрация в руках определенных узких групп. В результате этой концентрации работает эффект масштаба. Идет монополизация глобальных рынков. Беларусские даже гиганты на этом фоне смотрятся средним бизнесом. Конкурировать все сложнее и сложнее. Многие госпредприятия, привыкнув работать на парниковых условиях, они разучились или не научились работать с такими волками капитализма. Конкуренция все более технологизируется, причем не только в части производства, но и в управлении, маркетинге, влиянии на мозги потребителя», — сказал он.
Роман Осипов видит необходимость для беларусских госпредприятий подтянуть технологии управления и маркетинга к уровню конкурентов. Это возможно, как через механизмы приватизации, так и через работу с международными консультантами, аудиторами при поддержке международных финансовых структур, как это происходило в проекте ЕБРР и «Белинвестбанка»
В свою очередь на внутреннем рынке, по его мнению, в определенных секторах просто не хватает конкуренции. Отчасти это связано с тем, что министерства выполняют функции собственника и регулятора одновременно. Они создают тепличные условия для госпредприятий, для входа на рынки появляются барьеры. Конкурентоспособность государственных компаний снижается.
Реструктуризации господпредприятий становится все более актуальной.
«Если не провести эту структуризацию, наращивание долга внутреннего будет идти дальше, что приведет к очередной девальвации. Она съест эти 500 долларов зарплаты, что приведет к серьезным социальным последствиям. Они будут больше, чем любые последствия реструктуризации госсектора», — сказал Павел Данейко.