Дружба официального Минска с Тегераном в последнее время обрела второе дыхание. Но и добрые отношения с Израилем всегда были важны для беларусских властей. Теперь же война на Ближнем Востоке чревата для беларусского режима сложным и неприятным выбором. На него уже давят с тем, чтобы он скорее определялся.
Сразу после начала атак боевиков палестинского исламистского террористического движения ХАМАС на Израиль появились сообщения о том, что Иран принимал непосредственное участие в их подготовке и планировании. Тегеран свою роль в нападении отрицает. Однако именно иранские власти десятилетиями снабжали ХАМАС оружием, деньгами и помогали тренировать боевиков. А МИД Ирана даже выступил с поздравлениями в адрес этой группировки, атаковавшей утром 7 октября территорию Израиля.
Многие эксперты склоняются к тому, что новая война на Ближнем Востоке потребовалась Ирану и поддерживаемым им группировкам вроде ХАМАС и «Хезболлы» для того, чтобы помешать подписанию готовящегося при посредничестве США мирного договора между Израилем и Саудовской Аравией. Договор, в частности, предусматривал, что в обмен на ряд условий королевство признает Израиль, чего оно так и не сделало с начала образования еврейского государства, и начнет с ним дипломатические и торговые отношения. Подписание этого документа могло в значительной мере изменить расклад сил на Ближнем Востоке, ослабив позиции Ирана и поддерживаемых им палестинских исламистских группировок.
Пусть пока и косвенно, но война между ХАМАС и Израилем по ряду причин оказалась выгодной и России, для которой сегодня Иран стал одним из главных союзников. Во-первых, новая война отвлекает мировое сообщество от боевых действий в Украине. Во-вторых, США теперь вынуждены помогать Израилю, что может сократить объемы помощи Киеву. В-третьих, это позволяет Москве заявлять о провале миротворческих усилий США на Ближнем Востоке, оспаривая ведущую роль Вашингтона в мире.
Пусть на словах Москва и выступает за то, чтобы стороны вышли из «режима силового решения» и «нащупали пути перехода к некоему переговорному процессу», нельзя не отметить, что атака ХАМАС на Израиль оказалась ей на руку. Так сразу двое из немногочисленных и важных союзников беларусского режима оказались по одну сторону баррикад.
Беларусско-иранские отношения пережили свой пик в 2006-2007 годах, когда Александр Лукашенко посещал Тегеран, а президент Ирана Махмуд Ахмадинежад прилетал в Минск. Беларусь была заинтересована в альтернативных поставках энергоносителей — в иранской нефти. Тогда же был подписан ряд соглашений о сотрудничестве. В частности, в нашей стране планировалось начать массовое производство иранских автомобилей «Саманд». Кроме этого, стороны договаривались о военно-техническом сотрудничестве. В СМИ попадала, например, информация о продаже Ирану ракет малого радиуса действия и систем РЭБ.
Но в 2008 году наметилось потепление в отношениях с США. Вашингтон отменил санкции против концерна «Белнефтехим» и входящих в его состав предприятий, введенные ранее из-за отказа режима освободить из тюрьмы экс-кандидата в президенты Александра Козулина. Оттепель привела к тому, что дружба между товарищами по санкциям потихоньку исчезла из повестки дня. Вероятно, на это повлияли как нежелание беларусских властей портить отношения с сильными мира сего ради Тегерана, так и сравнительно небольшие объемы взаимной торговли. Даже иранская нефть в итоге оказалась дороже российской, и в Минске о ней вспоминали только в моменты очередного обострения нефтегазовых конфликтов с Москвой.
Ситуация изменилась после 2020 года, когда отношения беларусского режима с Западом оказались окончательно испорчены, а выбирать друзей Минску стало особо и не из кого. И после начала российско-украинской войны, когда Тегеран, традиционно готовый поддержать в пику США все, что угодно, стал помогать оружием Москве. В частности, беспилотниками Shahed, используемыми для российских налетов на украинские города.
Пришло время беларусско-иранского ренессанса. В марте этого года Лукашенко посетил Иран, где был подписан план всестороннего сотрудничества на 2023-2026 годы. Затем в Тегеран отправился министр обороны Виктор Хренин. Сфере безопасности стороны уделяют особое внимание, как и военно-техническому сотрудничеству — беларусский Госкомвоенпром определил некие совместные с Ираном «перспективные проекты». Очевидно, беларусские власти заинтересованы в военных контрактах. Есть и серьезные экономические интересы – например, лишившись доступа к портам Литвы и Украины, Минску важен транспортный коридор «Север – Юг», который проходит через Россию, Азербайджан и Иран. Нуждается в Иране и ближайший союзник беларусского режима — Кремль, а его влияние на внешнеполитический курс официального Минска не стоит сбрасывать со счетов.
Но и отношениями с Израилем официальный Минск до сих пор дорожил. Власти этой страны не пошли на конфронтацию с беларусским режимом после событий 2020 года. Как раз наоборот – посол этой страны в Минске Алекс Гольдман-Шайман призывал укреплять связи между двумя странами, развивать туризм. И даже предлагал беларусской Генпрокуратуре помощь в работе по явно задуманному в политических целях делу о геноциде. Лукашенко всегда стремился поддерживать добрые отношения с государствами, которые включены в западный мир, но имеют особое мнение по ряду вопросов. В их числе Венгрия, Швейцария, Ватикан. И, конечно же, Израиль. Режим заинтересован в том, чтобы использовать эти страны если не как «агентов влияния», то хотя бы как проводников своих интересов и возможных посредников. И если Иран – это в первую очередь про деньги, то Израиль – источник долгосрочного политического интереса.
Теперь же, после атаки ХАМАС и начала войны на Ближнем Востоке, оставаться нейтральным по отношению ко всем, в ком заинтересован режим Лукашенко, становится все сложнее. Делать выбор, вполне вероятно, придется. Особенно если война на Ближнем Востоке затянется или разрастется за счет вступления в нее новых участников — «Хезболлы» или того же Ирана.
Но становиться на чью-либо сторону в этом противостоянии Лукашенко совсем не выгодно. И там, и там это чревато потерями. После нападения ХАМАС на Израиль МИД Беларуси выступил с заявлением, в котором «выразил серьезную обеспокоенность» и призвал «стороны противостояния принять срочные меры для деэскалации напряженности в регионе». Этим в Минске явно хотели бы и ограничиться. Но в государственных СМИ началась настоящая вакханалия.
Многие провластные пропагандисты открыто и не стесняясь поддержали ХАМАС. Дальше всех пошла «Минская правда», опубликовав текст Игоря Молотова из Russia Today под названием «Восстание храбрых». Там автор прямо заявляет, что «победа Палестины на оккупированных территориях — это победа Москвы и Минска».
И дело не только в том, что атака ХАМАС оказалась выгодна России. На поверхность вылез и присущий большинству русских «патриотов» махровый антисемитизм. Похоже, на сей раз без команды сверху. По собственной, так сказать, инициативе. Ничего удивительного в этом нет, ведь «русский мир» традиционно идет с антисемитизмом рука об руку. Еще со времен Российской империи, за восстановление которой сегодня ратуют его адепты. Начиная с «черты оседлости», через бытовой советский антисемитизм, который негласно поощрялся в «совке», к генералам макашовым 90-х годов, видевшим корень бед родины в происках сионистов. Тут и исторические установки — СССР традиционно поддерживал арабов и палестинцев, помогая им оружием, деньгами, военными инструкторами. Совсем как теперь Иран. А как же, ведь Израиль был союзником США в регионе, а значит — врагом. Все эти «ценности» никуда не делись и продолжают цвести в «русском мире» буйным цветом. Не случайно одним из антигероев доклада об оценке антисемитизма за 2021 год оказался лукашенковский пропагандист Вадим Гигин.
После атаки ХАМАС вся эта братия возрадовалась за своих, напавших на ненавистный Израиль и ненавистных евреев. И понеслась в информационную атаку, не дожидаясь команды сверху. Вдогонку за своими московскими друзьями, которые и задавали ей тон.
Но на сей раз пропагандисты, похоже, не угадали. У режима свои цели. Пришлось натянуть вожжи и придержать коней. Та самая статья «Минской правды» и вовсе исчезла с сайта издания, оставшись, правда, в кэше Google. Это свидетельствует о том, что официальный Минск хотел бы по возможности удержать нейтралитет. И не становиться ни на чью сторону в этом конфликте.
Другой разговор, насколько реально остаться нейтральным. На Лукашенко есть кому надавить. Это и Иран, совместные проекты с которым неизбежно сыграют свою роль при выборе. И Кремль, который заинтересован в том, чтобы война на Ближнем Востоке продолжалась как можно дольше. Это и собственные «русскомирцы», которые стали одной из главных опор режима. Причем таких сегодня немало не только в кругу пропагандистов, но и среди чиновников высшего звена.
Казалось бы, выбирать не выгодно. Но и не обращать внимания на своих союзников и сподвижников, не брать в расчет их чаяния, может не получиться. Ведь для «русского мира» пожар войны, мировая революция да лозунг «бей евреев и США» гораздо важнее Беларуси и лично товарища Лукашенко. Посмотрим, куда свернет беларусский правитель. Нынешний выбор — еще один тест на самостоятельность. Собака виляет хвостом, или хвост собакой?
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by