Россия и Беларусь формально находятся союзном государстве, но на самом деле их интеграция ограничена. Войны в Грузии и Украине, а также аннексия Крыма подняли серьезные вопросы по поводу «братских отношений» с Россией и будущих взаимоотношений, пишет британская The Independent.
Александр Лукашенко обеспокоен налоговым маневром России, от которого пострадает экономика Беларуси. Более того, это может подорвать суверенитет страны и поставить ее в еще более зависимое положение от России. Издание упоминает секретное совещание Лукашенко и высокопоставленных чиновников, на котором было решено «до конца стоять за независимость». Пресс-секретарь президента опровергла информацию о совещании, «но это не важно: они говорили о давно циркулирующих слухах, что Владимир Путин имеет какие-то планы в отношении Беларуси. Возможно, даже связанные с проблемой преемственности, которая стоит перед ним».
Второй президентский срок Путина заканчивается в 2024 году. Чтобы остаться у власти, он может изменить Конституцию или устроить рокировку, что он уже проделывал в 2008 году с Дмитрием Медведевым.
Но, как издание узнало от источников в Кремле, оба варианта не подходят, так как Путин «не хочет пополнить ряды диктаторов, которых высмеивают за то, что они цепляются за власть».
Поэтому более привлекательной кажется идея возглавить новое союзное государство между Беларусью Россией. Путин может привести на свое место преемника, а сам заниматься стратегическими решениям по безопасности и управлению на новом посту.
Схема не кажется простой: создание настоящего союзного государства в противоположность номинальному, существующему только на бумаге, потребует более глубокой интеграции между странами, которая, скорее всего, не будет добровольной, считает издание.
В этой ситуации проблема Лукашенко заключается в том, что он владеет только ограниченной картиной, считает глава аналитического центра R.Politik Татьяна Становая. По ее мнению, Лукашенко видит только верхушку айсберга и не знает, насколько далеко Путин готов идти, и это его беспокоит.
Со своей стороны, Кремль не хочет, чтобы его ближайший партнер исчез на западной орбите, как Украина.
Часть российской элиты мечтает об интеграции с Беларусью, как мечтала об интеграции Крыма, говорит глава Политической экспертной группы Константин Калачев. Эти же люди не считают Беларусь полностью отдельным государством. Кажется, такие взгляды преобладают и на самом верху.
Некоторые источники предполагают, что в последние месяцы Кремль стал активно разрабатывать сценарий для Беларуси. Эта работа, скорее всего, объясняется геополитикой, а не вопросами преемственности, но Путин обычно не раскрывает свои карты, и даже самые близкие соратники не знают его настоящих намерений, пишет The Independent.