В конце декабря в Санкт-Петербурге состоится неформальная встреча лидеров стран СНГ. Как отметил помощник президента России Юрий Ушаков, мероприятие проведут «по сложившейся традиции». Сохранение традиций – единственная функция, которая еще осталась у этого межгосударственного образования. Но в целом СНГ напоминает зомби, от которого на ходу отваливаются части тела.
Предыдущий раз лидеры стран СНГ собирались на неформальный саммит совсем недавно, в октябре этого года. Мероприятие было приурочено к юбилею Владимира Путина. Сразу после этого в Астане прошел совет глав государств СНГ. В нем приняли участие представители Азербайджана, Армении, Беларуси, Кыргызстана, России, Туркменистана, Таджикистана, Узбекистана. Президент Молдовы Майя Санду в Астану не приехала, сославшись на плотный график. Что же столь важное планируется озвучить в конце декабря, раз Путин снова свищет «всех наверх»?
Тем временем ряды СНГ понемногу редеют. По понятным причинам не было в Казахстане представителя Украины, которая до сих продолжает процесс денонсации соглашений, заключенных ранее в рамках Содружества. Например, в июле этого года Верховная Рада приняла закон о выходе из Соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах. Как заявлял председатель Исполнительного комитета СНГ Сергей Лебедев, к декабрю 2022 года власти Украины денонсировали около 20% соглашений, заключенных в рамках СНГ.
С Украиной ситуация и вовсе любопытная: как утверждают власти этой страны, формально она является лишь учредителем СНГ, но никогда не была его участником, поскольку не подписывала Устав организации. А в мае 2018 года президент Петр Порошенко подписал указ, которым утвердил решение Совета национальной безопасности и обороны об окончательном прекращении участия Украины в уставных органах СНГ. Но в России утверждают, что украинские власти до сих пор не подали официальное заявление о выходе из Содружества независимых государств, приклеивая отвалившиеся куски к зомби с помощью политического скотча.
СНГ-скептицизм демонстрирует и Молдова. Министр иностранных дел этого государства Нику Попеску считает, что его страна не видит преимуществ от участия в Содружестве. Мол, с политической точки зрения Молдова в СНГ не участвует, а после нападения России на Украину и экономические преимущества СНГ фактически не могут быть использованы.
Эти коллизии ярко характеризуют сегодняшнее состояние Содружества, которое с самого начала было политическим компромиссом. Просто отпустить Советский Союз, помахав ему рукой на прощание, тогдашние руководители ставших независимыми Беларуси, России и Украины не решились. Задуманное для «цивилизованного развода» Содружество со временем превратилось в традицию. В анахронизм, переживший и «развод» стран — участниц СССР, и серию кризисов, и давление разнонаправленных интересов входящих в него государств. Превратившись в чемодан без ручки, который постсоветским политикам и нести неудобно, и бросить жалко.
Итоги саммитов СНГ не впечатляют уже многие годы. Реальных дел нет, а всякие «расширить», «углубить», «усилить» не в счет. Если те же ОДКБ или Евразийский экономический союз заняты хотя бы имитацией бурной деятельности, то Содружество не озабочено даже этим. Разве что наблюдатели от СНГ разъезжают по выборам в странах-участницах, констатируя заведомо известный результат с полным отсутствием нарушений. Но даже эти вояжи не интересны никому, кроме тех, кто этих наблюдателей и засылает.
За прошедшие десятилетия Содружество не раз хоронили, называли «отжившим свой век образованием» и «рудиментом эпохи». Но оно все еще существует. Назвать этот процесс жизнью язык не поворачивается – СНГ выглядит, скорее, как полутруп. «Мягкий формат интеграции» – так дипломатично назвал это образование президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Что ж, формат действительно настолько мягок, что в нем не держатся никакие палки.
И все же с завидным постоянством лидеры постсоветских стран находят время в своих графиках для того, чтобы посетить очередной формальный или неформальный саммит. Зачем? Представляется, что тут каждый преследует собственные интересы. Для Владимира Путина это возможность показать, что он по-прежнему в центре международной жизни, участвует в процессах и руководит ими. Путин не отважился поехать на саммит G-20 в Индонезии, опасаясь острых дискуссий и неудобных тем. На саммите СНГ он от этого застрахован – коллеги по по цеху не прочь подыграть ему и не расстраивать понапрасну непредсказуемого русского медведя. А еще для Путина это отличная возможность прочитать коллегам очередную историческую лекцию. Да и просто почувствовать себя в кругу единомышленников. Которые, возможно, таковыми давно и не являются, хотя вслух об этом сообщать не спешат. Ждут, пока зомби распадется под собственной тяжестью.
Для Александра Лукашенко такие саммиты – повод продемонстрировать отсутствие политической изоляции. И прекрасная возможность вырваться за узкие для него рамки внутрибеларусского контекста, порассуждать о большой политике, оказаться в центре внимания, попасть на соседские телеэкраны. На октябрьском саммите Лукашенко пытался пугать глав государств — членов Содружества, убеждая их в том, что против них идет гибридная война. И сетовал на недостаточную поддержку в рамках объединения. Судя по тому, что уровень поддержки не увеличился, те не испугались. Но Путину речь наверняка понравилась. Кроме того, это возможность встретится с российским президентом с глазу на глаз. Лукашенко уже несколько раз анонсировал такую встречу.
Так может, в конце декабря действительно готовится что-то важное и судьбоносное? И не просто так Путин собирает всех в Санкт-Петербурге?
Потому что традиции – вещь, конечно, хорошая. Но в сто пятисотый раз ездить за тридевять земель, чтобы послушать лекцию по истории или очередную страшилку, главам стран СНГ может и надоесть. Если ничего важного и судьбоносного не случится и в этот раз, на следующий саммит любой степени формальности может не приехать уже не только Майя Санду. И зомби по имени СНГ станет еще быстрее распадаться на составные части.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.