Нам на сайт пришло письмо с вопросом: «Как белорусским платформам по петициям стать официальными — частью гос домена .gov, Как в UK и Украине? И вообще зачем нам в РБ несколько разных платформ для петиций?». Мы, как и обещали, разбираемся.
Один из самых удобных способов изменить что-то в городе или стране — подать электронную петицию, собрать под ней подписи и добиться того, чтобы твое предложение рассмотрели в парламенте. Почти во всех странах, где петиции введены в обиход, система напрямую завязана на правительство. Через петиции Навальный боролся против расточительства чиновников, неизвестные активисты пытались вернуть Аляску России и построить в США “Звезду смерти’. Что же происходит у нас?
У нас петиции собирают три разных сайта: Change.org (с 2012 года), «Удобный город» (с 2015), «Платформа для петиций БайНета» (с 2009) и Zvarot.by (с 2013). Основное отличие белорусской системы от почти всего мира в том, что сайты созданы не по инициативе государства, а стараниями активистов.
Первой в Беларусь пришла международная площадка Change.org. В топе от белорусов: сменить на Википедии название страны с Белоруссии на Беларусь (более 56 тысяч человек), снизить плату за техосмотр (13,3 тысячи) и переквалифицировать пункты временного содержания в приюты (4,5 тысяч).
В «Удобном городе» лидирует с большим отрывом петиция о признании бело-красно-белого флага исторической ценностью. Под ней подписалось около 2 тысяч человек. На Zvarot.by, которая больше сосредоточена на реализации общественных кампаний, сегодня самая популярная петиция — об упрощении визового режима с ЕС. Набрала всего 555 подписей. На сайте написано, что платформа направила свыше 18 тысяч обращений в различные инстанции, однако информации по успешным компаниям мы не нашли.
В топе «Платформы для петиций БайНета»: петиция за полную отмену отстрела бездомных животных в Беларуси — почти 9 тысяч голосов, за строительство в Могилеве приюта для бездомных животных — 1,5 тысячи. И петиция за то, чтобы у «Онлайнера» появилась белорусская версия — 981 подпись.
«В белорусском праве само понятие «петиция» отсутствует. И то, что собрали на сайте — это, по сути, коллективное электронное обращение, которое мы отправляем в конкретное министерство, — рассказывает «Реформации» создатель проекта «Удобный город» Владимир Ковалкин. — Любая петиция проживает три этапа. Первый: модерация и обсуждение. Потом — сам сбор подписей.
Подпись ставится с помощью одного клика мышки, но чтобы она была действительной по закону, нужно оставить часть своих данных: Ф.И.О, email, данные о регистрации.
После того, как срок сбора подписей заканчивается, петиция автоматически отправляется в тот госорган, который был указан. Дальше все по закону: в течение 15 календарных дней должен прийти ответ, если требуется более детальное рассмотрение, чиновники могут прислать ответ через 30 дней». Когда ответ приходит, он публикуется на сайте. Если автор хочет остаться инкогнито — его личные данные удаляются. Все, кто подписал обращение, получают на почту уведомление о том, что официальный ответ пришел и работа была проделана не зря.
Самая большая проблема белорусских петиций в том, что о них мало кто знает. Основной канал продвижения — паблики инициативы в соцсетях. У «Удобного города» это Фейсбук — 1043 подписчика, и ВК — 434.
«Каждую петицию мы публикуем несколько раз. Когда она в стадии обсуждения, затем во время сбора подписей и третий раз, когда получен ответ. Если мы видим, что какое-то обращение будет интересно СМИ, то мы сбрасываем ссылку на него и анонс для редакции, чтобы ее заинтересовать. Журналисты через нас связываются с создателями петиции и пишут материал».
Больше всего подписей, по словам Ковалкина, собрала петиция Антона Мотолько «Запрет на проведение парадов с использованием военной техники в черте города» — более 3 тысяч голосов. Но на такую удачу стоит рассчитывать только в том случае, если продвижением занимается известный в медиа персонаж. В среднем же КПД петиций составляет 50-60% — это та доля, которую удается довести до реального результата без обжалований и прокуратуры.
«Эффективнее рассматриваются коллективные обращения, потому что чиновник, когда видит много подписей, гораздо серьезнее относится к проблеме. Ему сложно отмахнуться от проблемы и назвать человека «городским сумасшедшим».
Все чиновники боятся бунта, каких-то волнений на места», — говорит создатель «Умного города».
На вопрос, думали ли когда-нибудь три площадки объединиться в одну, чтобы не «распылять» голоса и так немногочисленных сознательных граждан, Ковалкин отвечает отрицательно:
«Сегодня в Беларуси существует только две площадки, где в соответствии с законодательством можно собрать подписи — «Удобный город» и «Zvarot.by». Про «Платформу для петиций БайНета», честно говоря, ничего не слышал. Они или существуют очень давно, или недавно появились. Возможно, это какой-то мертвый проект. У «Zvarot.by» своя концепция. Они основательно готовят петиции с юристами. У них подход сверху вниз. Наш подход ближе к народному творчеству: о чем человек думает, о том и пишет. Человек сам заявляет о своей проблеме. У нас подход снизу вверх. С этой точки зрения у нас разные проекты.
Есть большой международный проект Change.org, но его проблема в том, что он не подходит под наше законодательство и собирать там подписи — все равно что лайки под постами в фейсбуке.
Петиции Change.org высылаются по почте конкретным человеком и рассматриваются чиновниками как индивидуальное обращение граждан, а не как коллективная петиция. Нет никакой разницы, три человека под ней подписалось или сто тысяч», — говорит эксперт.
А вот за то, чтобы в Беларуси петиции собирались на государственном поддомене, как во всем мире, Ковалкин выступает обеими руками:
«Я абсолютно за. Мы создавали наш проект в том числе для того, чтобы показать государству, как можно эффективно работать в этой сфере. Сейчас у каждого госоргана есть свой сайт, где запрятана рубрика подачи обращений. Обычному человеку крайне сложно найти эту рубрику. Отчасти мы снимаем с человека эту проблему. Мы садимся и собираем все эти email и загоняем в нашу базу данных, чтобы агрегировать все госорганы».
Блогер, фотограф и активист Антон Мотолько тоже согласен, что нужна единая государственная платформа, желательно на уровне Мингорисполкома или Администрации президента.
И делится опытом. Он рассказывает, что, создавая петицию о запрете военных парадов в черте города, хотел донести до властей, что это неудобно, дорого и бессмысленно. «К сожалению, два крупнейших новостных ресурса в стране, которые создают трафик, не написали о петиции отдельной новости, только упомянули среди прочего, — говорит Антон. — Спасли соцсети.
Когда я разместил там ссылку, все хорошо это восприняли и под петицией подписались три тысячи человек. Хотя желаемого результата достичь так и не удалось. Судя по ответу заместителя госсекретаря Совета Безопасности Республики Беларусь Михаила Пузикова, власти лишь задумались, что такая проблема существует. Но петиции я намерен публиковать и впредь».
«Ведь по сути, что такое электронная петиция — это привлечение внимания к проблеме, — говорит Антон. — Так было с петицией о бело-красно-белом флаге». Хочется верить, говорит Антон, что во многом именно петиция и обсуждения вокруг нее повлияли на то, что к бело-красно-белому флагу и другой символике стали относиться проще. «Перестали на людей заводить дела о мелком хулиганстве, когда они носят майку с Погоней». Петиция привлекла огромное внимание, в том числе министра внутренних дел, который прокомментировал конкретно поставленные перед МВД вопросы.
Чтобы привлекать внимание к проблеме, уверен Антон Мотолько, петиции надо не только подавать, но и быть готовым их подписывать:
«Например, когда появилась информация на «Нашей ниве» о православном служащем, который отправлял несовершеннолетних детей в российские лагеря, где фигурировал русский нацист Мильчаков (Алексей Мильчаков — инициатор военно-патриотических сборов для юношей и девушек в Подмосковье, прим. #RFRM).
Расследование и петиция привели к тому, что на ситуацию отреагировали проверкой, появились статьи об этом самом нацисте в «Советской Белоруссии», была реакция Лукашенко на всю эту историю.
Да, все закрутилось со статьи на «Нашей ниве», но петиция была одним их тех инструментов, который позволил повлиять на ситуацию и провести расследование».
где: Шотландия
сайт: E-Petitioner
чья инициатива: государства
когда стартанули: 1999 год
что сделать, чтобы петицию рассмотрели в парламенте: организовать под петицией обсуждения в течение 4-6 недель, пока запись открыта. Нет обсуждения — парламент петицию может не рассматривать.
В 1999 году именно шотландцы ввели электронные петиции в обиход: первое обращение к народным избранникам касалось защиты животных — Всемирный фонд защиты дикой природы (WWF) предложил создать Национальный парк в прибрежных водах.
Сегодня на сайте шотландского парламента петиций совсем немного. За 2016 год — меньше 10. Среди последних: петиция об инцесте и петиция о бобрах.
В первом случае авторы просят сделать так, чтобы преступлением считался только такой инцест, в котором один участник не достиг совершеннолетия (ходатайство отклонено). Что касается бобров, то этой весной заботливые шотландцы вычислили, что в их стране под угрозой находятся две популяции европейского бобра. И призвали власти гарантировать реинтродукцию, то есть переселение бобров в удаленные от людей места, чтобы исключить их уничтожение фермерами. Кампания вызвала дискуссию и поддержку. Это ходатайство было поддержано, и можно вздохнуть спокойно. Бобры в безопасности.
где: Англия
сайт: epetitions.direct.gov.uk
чья инициатива: премьер-министр Тони Блэр
когда стартанули: 2006 год
что сделать, чтобы петицию рассмотрели в парламенте: набрать более 100 тыс. подписей.
Самой скандальной и известной в Англии оказалась петиция с предложением назначить ведущего Top Gear Джереми Кларксона премьер-министром Великобритании. Правда, обращение набрало всего 50 тысяч голосов, да и сам ведущий не изъявил желания занять высокий пост.
Из серьезного: настоящим торжеством электронной демократии стала петиция против введения платы на автодорогах (привет-привет, дорожный сбор в Беларуси) — подписались против платы более 1,8 млн англичан. Что заставило правительство отказаться от нового законопроекта. Любопытно, что сразу после инцидента проект онлайн-петиций свернули, признав провальным. Вернули только в 2011 году.
Как и во многих других странах, в Великобритании даже те петиции, что набрали нужное количество подписей, обязательны к рассмотрению, но не к исполнению. В июне этого года противники Brexit собрали более 4 млн подписей о повторном референдуме по вопросу выхода из ЕС. Но правительство отказалось проводить повторный референдум, несмотря на массовую поддержку петиции, посчитав, что британцы уже высказали свое мнение на первом голосовании.
Сегодня 309 петиций ушли в правительство и 38 обсудили на слушаниях парламента. Из последнего: прекратить поддержку войны в Ираке средствами налогоплательщиков (5 тыс.), дать полицейским собакам и лошадям статус «сотрудник полиции» (75 тыс.).
где: США
сайт: We the People
чья инициатива: государства
когда стартанули: 2011 год
что сделать, чтобы петицию рассмотрели в Белом доме: набрать 100 тысяч подписей и быть старше 13 лет.
Самой курьезной петицией в США принято считать петицию о строительстве «Звезды Смерти» в ноябре 2012 года. Инициаторы, которым удалось собрать под ней 25 тысяч голосов, утверждали, что создание культового оружия из «Звездных войн» позволит стимулировать развитие экономики. Хотя петиция не набрала положенные 100 тысяч подписей, она удостоилась официальной реакции в январе 2013 года. В письме из Белого дома говорилось, что для строительства «Звезды смерти» понадобится 852 квадриллиона долларов, а нынешний уровень производства стали достигнет необходимого приблизительно через 833 000 лет.
Еще одна особенность электронных обращений в США: их могут размещать не только граждане Америки, но все желающие. За последние два года можно зафиксировать всплеск политических обращений от граждан Украины или России (много совсем троллей), которые требуют от американских властей реакции на события в своих странах. А после известных событий в Крыму на We The People даже создали обращение с призывом вернуть Аляску России. Она собрала всего 42 тысячи голосов и ушла в архив.
Сейчас на сайте больше 100 тысяч подписей собрала петиция индейцев из Дакоты, которые выступают против строительства на территории резервации нефтепровода. Стройка на данный момент приостановлена. Остается дождаться официального ответа Белого дома.
где: Российская Федерация
сайт: Российская общественная инициатива
чья инициатива: государства
когда стартанули: 2013 год
что сделать, чтобы петицию рассмотрела Госдума: набрать 100 тысяч подписей.
Надо признать, Российская общественная инициатива (РОИ) имеет, пожалуй, самую сложную систему верификации личности. Для того, чтобы создать петицию или проголосовать на сайте, нужно сначала завести аккаунт на портале госуслуг. Потом, чтобы его активировать, подтвердить свою личность на почте или в офисе «Ростелекома». Конечно, с паспортом, куда ж без него.
Несмотря на все сложности с регистрацией и авторизацией, на портале на данный момент зарегистрировано более 8855 петиций. В работу, правда,
пошли только 23.
Первой в списке инициатив стоит самая известная в рунете петиция Алексея Навального о «Запрете чиновникам и сотрудникам компаний с государственным (муниципальным) участием приобретать легковые автомобили стоимостью свыше 1,5 миллионов рублей». Несмотря на то, что это первая петиция, которая собрала 100 тысяч подписей, дело закончилось отпиской: власти организовали ни к чему не обязывающее рассмотрение петиции Экспертным советом при Правительстве РФ. И все.
Эксперты отмечают, что фактически работа РОИ свелась к тому, что организация собирает инициативы, но до решения доходят, как правило, только региональные проблемы. Чаще всего связанные с дорожным движением или ремонтом. От количества подписей активность чиновников никак не зависит. Например, петиция, набравшая всего 2 голоса – «Изменить надпись на фасаде Ледового Дворца имени Капустина Сергея Алексеевича в городе Ухта с «Ледовый Дворец» на надпись: «Ледовый Дворец имени Сергея Алексеевича Капустина», была успешно принята и решена. Как и предложения вроде нанести зебру на переходе или запустить фонтан в областном центре.
где: Украина
сайт: Электронные петиции
чья инициатива: государства
когда стартанули: 2015 год
что надо сделать, чтобы президент рассмотрел петицию: собрать 25 тысяч подписей в течение 3 месяцев.
С 2015 года правительство Украины старается всячески демонстрировать свою открытость перед гражданами. Из 40 петиций, которые набрали свыше 25 тысяч подписей, 38 получили официальный ответ. Всего на сайте 26 тысяч обращений. Среди них много игривых: перенести столицу Украины из Киева в Горишние Плавни, назначить Юлию Тимошенко послом Гондураса, а премьер-министром страны — Дарта Вейдера. По закону, президенту Украины приходится реагировать и на самый откровенный троллинг.
Самым резонансным стал случай, когда в рекордные сроки собрала 25 тысяч подписей петиция о свободном ношении оружия, Петр Порошенко эту инициативу отклонил. Сослался на опросы общественного мнения, в которых 80% населения высказались против. Из последних решенных: выделить из бюджета средства на ремонт дороги Н-11 (431 млн гривен) и самая значительная — отменить растаможивание и акцизный сбор на импорт автомобилей. Последняя набрала наибольшее количество (38326 подписей) и уже имеет реальное воплощение — Верховная Рада приняла решение о частичной отмене акцизного сбора на автомобили из ЕС.