Максим Мирный сожалеет, что призывал остановить насилие после избирательной кампании 2020 года. Перемену в позиции спортсмена некоторые журналисты связали с претензиями, которые якобы возникли у беларусских силовиков к отцу спортсмена, который курирует работу нескольких компаний семейного бизнеса. Не исключено, что проблемы действительно есть. Однако, судя по всему, в опале у режима один из самых знаменитых отечественных спортсменов не был уже давно.
Родился Максим Мирный 6 июля 1977 года в Минске. Заниматься теннисом начал в шестилетнем возрасте, причем вид спорта для него выбрал отец, Николай Мирный, который с самого начала был одним из тренеров будущей звезды. Он сыграл значимую роль в карьере сына не только как наставник – в одном из интервью Максим вспоминал, как отец работал и посудомойщиком, и косцом травы, чтобы заработать деньги, необходимые для участия сына в соревнованиях.
В тринадцать лет Максим с отцом переехали в Америку, где молодой теннисист тренировался в академии. Уже в шестнадцать Мирный дебютировал за национальную сборную Беларуси на матче Евро-Африканской зоны Кубка Дэвиса с Алжиром в Кот-д’Ивуаре.
Затем пришел успех. В 1998 году Максим вместе с еще одной будущей звездой мирового тенниса, 16-летней Сереной Уильямс, выиграл два турнира «Большого Шлема» US Open и Уимблдон в миксте.
Позже в интервью «Прессболу» Максим рассказывал, что до победы в паре с Уильямс они с отцом ездили главным образом по незначительным турнирам. «И могли оперировать лишь какими-то десятками долларов. Условно говоря, проходил я на «сателлите» пару кругов, зарабатывал долларов триста, и тогда мы могли с папой заселиться в скромный мотель. Если же я вылетал на старте, а до следующего турнира оставалось еще три-четыре дня, мы жили в машине».
Вершиной теннисной карьеры спортсмена стал 2003 год. В феврале Максим выиграл первый и единственный в карьере титул АТP в одиночном разряде. Мирный – единственный беларусский теннисист, которому удалось выиграть турнир АТP и в одиночном, и в парном разрядах. В июне 2003 года он становится первой ракеткой мира в миксте. На вершине рейтинга спортсмен продержался 57 недель.
За агрессивную манеру игры и поведение на площадке коллеги по теннису дали спортсмену прозвище «Зверь».
Успешной для Мирного стала и Олимпиада-2012 в Лондоне, на которой он вместе с Викторией Азаренко завоевал первую золотую медаль в миксте в истории беларусского тенниса. Всего Максим выиграл 58 титулов, а общая сумма заработанных призовых составила 11,7 млн долларов. А в 2018 году Мирный объявил о завершении карьеры в большом спорте.
Максим Мирный живет в США, тренирует. В 2004 году женился на фотомодели Ксении Рубчене, пара воспитывает четверых детей.
Как и многие беларусские спортсмены, Мирный порой апеллировал к Александру Лукашенко, рассчитывая на то, что показанные им результаты помогут теннису получить поддержку государства. «До того как наша хоккейная команда добилась успеха на играх в Солт-Лейк-Сити, президент очень помогал теннису и обычно посещал значимые соревнования, такие как Кубок Дэвиса», — говорил Максим, поясняя, что поддержка со стороны Лукашенко поможет теннису завоевать большую популярность в Беларуси.
После победы в матче Кубка Дэвиса над сборной России в 2004 году Лукашенко вручил теннисисту наградной пистолет. Впрочем, судя по всему, подарок не вызвал у спортсмена особого энтузиазма.
Мирный рассказывал, что «согласно установленным нормам, должен его периодически пристреливать, делать насечки. Когда поступает запрос из МВД, я должен явиться, сделать пристрелку, а затем положить оружие обратно в сейф. Мне это не доставляет удовольствия: я не был воспитан в культуре оружия, рад, что избежал службы в армии, а это время потратил на теннис. Не испытываю суперчувств, держа в руках оружие».
Заработанные призовые Мирный вкладывал в дело. По информации из открытых источников, в разное время теннисист пробовал себя в ресторанном, строительном, спортивном бизнесах. Управляет же беларусскими компаниями живущего в США спортсмена в основном его отец, Николай Мирный.
Ресторанный бизнес, судя по всему, у семьи не пошел. Вложиться в него спортсмену предложил друг. Максим Мирный вспоминал, что его семья на протяжении долгого времени была владельцем нескольких ресторанов в Минске. «Это был длительный процесс, в ходе которого получали положительные эмоции, но в результате пришли к выводу, что ресторанный бизнес — не для нас».
Семью Мирных связывали и с ТЦ «Ленинград», открытом в 2015 году в Минске и принадлежавшем «ММК Инвест», партнером которой указывалась и компания «Мирный путь», «основанная в 2004 году в сотрудничестве с теннисистом Максом Мирным». Но Николай Мирный опровергал эту информацию. По его словам, они с Максимом «вышли из этого бизнеса» еще в начале 2010-х, то есть задолго до открытия торгового центра, так что ни к названию, ни к концепции, ни к советской тематике отношения не имели. Но ранее они действительно были совладельцами компании «Мирный путь», которая занималась и строительством жилых домов в столичных районах Сухарево и Малиновка.
В 2011 году в Минске открылся теннисный центр, который занимается подготовкой юных спортсменов. По словам Мирного, идея открытия центра принадлежала Лукашенко.
«Когда в 2004 году мы успешно выступали в Кубке Дэвиса, он сказал, что мы (я и Владимир Волчков) должны думать не только о себе, но и о будущих поколениях, открыть свою школу. Тогда это звучало слишком громко, но позже мы с отцом задумались, как это воплотить в жизнь, и в итоге наш центр уже успешно функционирует».
При этом, по словам Мирного, «центр не находится на государственном субсидировании и, естественно, как любой частный объект, нуждается в прибыли». Управляет центром фирма «Мирный теннис», 100% в которой принадлежит Максиму Мирному.
Еще одна семейная компания — «Мирный фитнес-центр». 72% ее принадлежат Мирному-старшему, в 28% — сыну. Третья фирма под управлением Николая Мирного — «Мирный центр», которая занимается сдачей в аренду недвижимого имущества. Сейчас она полностью принадлежит сыну, хотя до 2015 года ею владел отец.
Ранее компания спортсмена «Мирный теннис» значилась среди совладельцев «Спорт-Пари» — оператора электронных интерактивных игр, которой принадлежат «Спортлото 5 из 36», «Кено», «Блиц», «Решка», «Спортлото 6 из 49», «СпортТОТО» и «Спортпрогноз». «Зеркало» пишет, что в Едином госрегистре не раскрывают актуальных владельцев компании, но не исключено, что бизнес Мирного все еще имеет отношение к «Спорт-Пари».
Был, а, возможно, и есть, у Максима бизнес и в США – в городе Брейдентон во Флориде Мирный в 2013 году работала принадлежавшая ему пиццерия.
В 2020 году, после избирательной кампании и последовавших за ней мирных акций протеста, спортсмен призвал остановить насилие в Беларуси.
«Мы беларусы – мирные люди! Стоп насилие!», – написал теннисист в своем Instagram-аккаунте 15 августа.
Он обратился по-английски к международному сообществу с призывом помочь остановить насилие в стране. «Народ Беларуси – это мирные граждане, которые всего лишь хотят свободы от судебных преследований и права голосовать на честных выборах», – писал Мирный.
Свой пост он сопроводил хэштегами #unitednations, #humanrights и #belarus. Впрочем, через некоторое время этот пост теннисист удалил.
Прошло три года, и Мирный раскаялся. В конце октября он прилетел в Беларусь, хотя до этого момента о его визитах на родину не сообщалось с 2020 года.
Мирный завил, что «сожалеет о своем «эмоциональном выступе».
«Я живой человек. И мы все склонны совершать ошибки», — говорит Мирный на видео, опубликованном Беларусской теннисной ассоциацией и записанном во время проведения спортсменом мастер-класса в его теннисном центре в Минске.
«Трибуна» писала, что некоторое время назад у силовиков возникли налоговые вопросы к отцу Максима Мирного Николаю, который курирует работу нескольких компаний семейного бизнеса. Но связан ли этот возможный «наезд» с позицией спортсмена в 2020 году?
Можно предположить, что нет. Ведь она не помешала теннисисту быть избранным в состав комиссии спортсменов Национального олимпийского комитета (НОК) Беларуси в апреле 2021 года. В прежнем составе этой комиссии были известные беларусские мастера спорта из тех, кто открыто выступил против действий режима в 2020 году. Например, Дмитрий Дащинский, Сергей Долидович, имена которых на сей раз даже не попали в бюллетени для голосования. Мирный попал и оказался в числе избранных.
Пострадавшая от репрессий беларусская баскетболистка Елена Левченко прокомментировала это событие так:
«Максим Мирный вовремя пост убрал про насилие в Беларуси — и всё получилось».
Не похоже на опалу, верно?
В июле 2022 года текст, посвященный юбилею Максима Мирного, появился в работающем в Беларуси издании «Точка». Сайт спортивного издания «Прессбол», по информации Беларусской ассоциации журналистов, Мининформ заблокировал всего лишь за архивный снимок футболиста из «черного списка» Минспорта. А тут целый текст и никаких видимых последствий.
Да и в государственных СМИ фамилия Мирных, судя по всему, не была под запретом. В феврале этого года в «Звязде» вышло большое интервью с Николаем Мирным, где он рассказывает о карьере сына.
Так что, судя по всему, за свой пост Максим Мирный был прощен режимом гораздо раньше, чем появились его свежие раскаяния. Отдельный вопрос – почему так произошло? Возможно, повлияла скорость, с которой пост был удален. Возможно, шли и другие, скрытые от посторонних глаз, процессы.
Отменяет ли все это вероятность того, что силовики действительно заинтересовались бизнесом Мирных? Ни в коей мере. У репрессивной машины свои законы, она не останавливается, а радиус поражения постоянно увеличивается, захватывая все новые «сферы интересов». К тому же у разных ведомств разные масштабы влияния, и прощение в одном не гарантирует неприкосновенности со стороны прочих. Нельзя исключать и того, что бизнес Мирных кому-то показался привлекательным. Или просто пришло время поделиться с государством, как и всем остальным прибыльным бизнесам в стране. И теперь с помощью публичного покаяния спортсмен надеется заручиться поддержкой на самом верху. Или ему поставили такое дополнительное условие? Раз уж приехал – «сливки» надо снять по полной?
Сам факт приезда Максима Мирного в Беларусь и его речи действительно могут быть вызваны неким форс-мажором. И это лишнее доказательство — когда в стране «не до законов», от «наездов» не застрахован никто. Повод найдется, и не спасут никакие прошлые достижения. Впрочем, не исключено, что всемирно известному и заслуженному спортсмену удастся разобраться со свалившимися на него проблемами. Но как быть всем остальным?
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»