Основатель Kolobike — о вандализме: Каждый велосипед мысленно собирал по винтику и отношусь к ним как к детям

#МотолькоПомоги
Фото: kolobike.by

В начале июля в Минске появился бесстанционный шеринг велосипедов Kolobike. В столице около 1000 желтых велосипедов, они уже получили народное название «колобок» и большую популярность за свою ценовую доступность (1 рубль – полчаса, а потом по 4 копейки за минуту) и удобство в применении. Ближайший велосипед можно легко найти через мобильное приложение, доехать до пункта назначения и оставить в любом месте, где он не мешает людям и транспорту.

Собственно, идея не нова, и задумывалось сразу превратить велосипед из развлечения (проехаться по скверу или вдоль Свислочи), в полноценный городской транспорт. Ну, для начала хотя бы на короткие расстояния, когда на велосипеде удобнее даже при наличии машины. Ибо наши люди на такси в булочную не ездят. Что из этого получилось, мы спросили основателя проекта Вадима Осипчика.

Основатель Kolobike - о вандализме: Каждый велосипед мысленно собирал по винтику и отношусь к ним как к детям
Вадим Осипчик

— Я ездил за границу, видел все эти красивые велосипеды с корзинками и поначалу стеснялся к ним подойти. А потом меня это очень заинтересовало. Я сам коренной минчанин в третьем поколении, и считаю, что Минск не только созрел для такой инициативы, но даже уже перезрел. Сам удивился такой внезапной популярности своего проекта. Чем вдохновлялся? Сначала мне показался интересным польский опыт. Там сервис стояночный – берешь велосипед на одной стоянке и привозишь его на другую, но сложность в том, что на стоянке должны быть свободные места. Потом — идея Убер, когда вы можете взять велосипед там, где найдете его на карте, и припарковать где угодно, лишь бы он не мешал другим. И вот — Беларусь в этом смысле, в точности как Африка, которая перепрыгнула этап проводной телефонии и сразу перешла на мобильную связь.

Сразу по возникновении проекта велосипеды стали ломать или прятать в подъездах. Встречались прокатные велики в мусорных баках и даже на деревьях. Началось повальное цитирование профессора Преображенского в соцсетях. То самое, про разруху в головах.
В принципе, подобные начинания часто заканчивались свалкой металлолома, затратами городских властей на утилизацию и банкротством для бизнесменов ( в Берлине такая проблема, как ни удивительно, актуальна, в Праге шеринговые розовые велики – до странности обшарпаны). Вадим Осипчик не ставит это в вину минчанам. По его словам, он был готов к актам вандализма, и сейчас, спустя месяц после запуска проекта эта волна пошла на спад.

— Мы так и рассчитывали, что первую партию велосипедов нам поломают подростки. Я добавил фишки, которых не было в базовой спецификации – холдер для телефона, держатель для бутылки с водой. Вот, к сожалению, именно их и ломают. Меня это огорчает, я каждый из этих велосипедов мысленно собирал по винтику и отношусь к ним как к детям. Но это надо переболеть. И все же статистика в Минске по этому поводу не так уж плачевна, даже лучше, чем в Берлине. У нас в данный момент 8 уголовных дел в производстве, но надо понимать, что подростки ничего не имеют против велосипедов, они их ломают, выкладывают ролики в соцсети, просто чтобы хайпануть. Ну что поделаешь.
Был случай, когда человек мой велосипед положил в багажник машины и увез. Посторонние люди увидели это и вызвали ГАИ. Не все так плохо.

Основатель Kolobike - о вандализме: Каждый велосипед мысленно собирал по винтику и отношусь к ним как к детям
Фото из телеграм-канала @kolobike_champions

В планах компании еще 300 электровелосипедов, 250 самокатов (к сентябрю) и даже электромотоциклы. К следующему сезону, ввиду популярности сервиса, появятся месячные абонементы, также будет создан колл-центр, пока что для обратной связи с пользователями — только формуляр на сайте. Кроме того, Kolobike намеревается создать служебное приложение для сбора статистики, так называемую «тепловую карту» скопления велосипедов для городских властей, чтобы они знали, где прокладывать велодорожки. Чтобы, грубо говоря, асфальтировать их там, где они уже протоптаны людьми.

Тут бы и возрадоваться минскому велосипедному обществу, но выходит так, что из малозаметной группы участников транспортного движения велосипедисты превращаются во все более значимую. В Минске сейчас больше 1% велосипедистов от всех участников транспортного движения. Это немало, если учесть, что еще лет пять назад их было 0,2. А вот велодорожек мало, езда по проезжей части де-юре вроде как разрешена (если есть помехи на тротуаре, и не дольше метра от бордюра), а де-факто – нет. Да и кто рискнет туда выезжать – себе дороже. Так что велосипедистам приходится делить тротуар с пешеходами. А это приводит к конфликтам.

Вот что нам рассказала директор минского велосипедного общества Анастасия Янчевская:

Основатель Kolobike - о вандализме: Каждый велосипед мысленно собирал по винтику и отношусь к ним как к детям
Анастасия Янчевская

— Практика применения закона у нас такова, что ездить по проезжей части нельзя. Только по тротуару, и ты попробуй еще доказать, что у тебя не было возможности ехать по тротуару. В историях со штрафами велосипедистам очень редко удается доказать, что вот там, где стоит столб, есть яма и идут 20 человек, проехать на велосипеде нельзя. В Беларуси строго за этим следят и штрафуют и за неспешивание и за выезд на проезжую часть. И конфликтов с пешеходами хватает. На прошлой неделе велосипедист сбил на тротуаре ребенка двух лет и скрылся с места происшествия. Эта проблема существует уже давно, а теперь с ростом популярности Kolobike она накаляется. Как это ни печально, приходится только ждать пиковой формы конфликта, чтобы власти начали воспринимать её всерьез и что-то предпринимать. Если пять лет назад нам говорили, что инфраструктуры нет, потому что вас, велосипедистов, пять человек на весь Минск, то теперь надо будет пережить и травмы, и трагичные последствия как для пешеходов, так и для велосипедистов, чтобы прийти к решению этой задачи. И это не только история беларусского менталитета, в Амстердаме в свое время было то же самое, а сейчас это абсолютно велосипедный город.

— А как вы восприняли приход электросамокатов Eleven?

— Мы за любую индивидуальную мобильность в городе – электро, неэлектро, моноколеса. Наше будущее – это интермодальность, когда с любым своим транспортным средством можно зайти в метро, доехать, дальше продолжить. Чтобы можно было заменить автомобиль. Но Eleven сейчас используется больше как развлечение. И о том же говорит его цена.

Основатель Kolobike - о вандализме: Каждый велосипед мысленно собирал по винтику и отношусь к ним как к детям
Фото: goeleven.by

— А часто ли велосипеды крадут?

— Крадут чаще в подъездах, на улицах гораздо реже. Люди используют тросики, которые легко перекусываются ножницами. Я езжу 10 лет, у меня еще ни разу не украли велосипед, но у меня U-lock, металлический замок, который просто не перекусишь, соответственно, нужно преднамеренно идти на дело. Плюс, у нас неплохая раскрываемость по таким делам, злоумышленников быстро находят.

— А работает ли такая должность как велоофицер?

— Велосипедный советник, человек, который узнает информацию по городской инфраструктуре, имеет доступ к городским проектам. Он может работать на волонтерских началах, как в Украине и России, либо находиться в штате госаппарата, как в Литве, Латвии, Голландии… У нас его пока нет, но практика наших соседей показывает, что это очень эффективно.

Игорь Паньков, исполнительный директор беларусского союза транспортников также утверждает, что добиться наличия какой-нибудь «плюшки» для велосипедистов – это еще даже не полдела.

Основатель Kolobike - о вандализме: Каждый велосипед мысленно собирал по винтику и отношусь к ним как к детям
Игорь Паньков

— Вот есть в Новополоцке велодорожка. Дворники чистят снег и все сбрасывают именно туда, потому что автомобиль – в приоритете. У нас улично-дорожная сеть вообще проектируется для автомобилистов. И потом на велосипеде неудобно. Приезжайте в любой райцентр, особенно туда, где идет усадебная застройка и занимает больше половины города, вы увидите в полторы полосы дорогу, не имеющую обочины, а потом сразу начинается канава для отведения дождевой воды и забор частного сектора. Там в принципе тротуаров нет. Где ездить там? Там не то, чтобы о велосипедистах думать, а как молодой маме с коляской выйти погулять. Про самокаты уже не говорю, инфраструктура еще меньше приспособлена под колесо маленького диаметра. Малейшая ямка или камушек, и человек летит кубарем. Проблема у тех, кто такой самокат разбивает, и потом вынужден за его последующий ремонт платить рублей 300 вместо тех 15, что он заплатил «за покататься».

***

Понравился материал? Успей обсудить его в комментах паблика #RFRM на Facebook, пока все наши там. Присоединяйся бесплатно к самой быстрорастущей группе реформаторов в Беларуси!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Последние новости


REFORM.news


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: