Шпилька от Токаева, или Зачем лидер Казахстана «троллил» союз Беларуси и России

И это не первый публичный интеграционный демарш президента Казахстана

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на Евразийском экономическом форуме позволил себе подпустить шпильку в адрес беларусско-российских отношений. Причем это уже не первый публичный демарш казахстанского лидера. Чего же добивается Токаев, и в чем могут крыться причины его критических высказываний?

«Даже ядерное оружие одно на двоих»

Выступая на форуме ЕАЭС, Токаев обратил внимание на концептуальные расхождения в подходах к интеграции между Беларусью и Россией и остальными странами этого экономического объединения. По его мнению, эта проблема подлежит обсуждению.

Цитату стоит привести полностью: «У нас есть в Евразийском экономическом союзе Союзное государство. То есть в мировой политической истории создан уникальный прецедент, или феномен, как хотите. Создание государства по формуле две страны – одно государство, с единым политическим, юридическим, военным, экономическим, валютным, культурным, гуманитарным пространством, с единым союзным правительством, с единым союзным парламентом. Ну, я извиняюсь, и даже ядерное оружие одно на двоих сейчас», – заявил Токаев.

По большому счету, обсуждая «феномен», президент Казахстана фактически лишил официальный Минск субъектности. Он прямо указал на то, что решения во всех ключевых сферах, исключая разве что сроки теребления долгунца, принимаются единым центром. И центр этот, как нетрудно догадаться, расположен вовсе не в Минске.

Концептуальная идеологическая основа этого союза (Союзного государства Беларуси и России, прим. Reform.by) достаточно серьезная, – язвил Токаев.  – Это взаимное признание исторической общности беларусского и русского народов, признание культурной, языковой, религиозной идентичности, то есть признание наличия одного народа. Один народ – одно государство.

О какой субъектности беларусских властей может идти речь после такого спича?

Что же тревожит казахстанского лидера? То, что уровень интеграции Беларуси и РФ существенно отличается от уровня интеграции других членов ЕАЭС – Казахстана, Кыргызстана и Армении. Президент Казахстана призвал «считаться с этой реальностью» и «обсудить проблему».

Александр Лукашенко и Владимир Путин в этот момент пожимали друг другу руки. Позже беларусский правитель сделает вид, что не расслышал слова Токаева из-за плохой акустики в помещении. В этот момент Путин якобы и сообщал ему о решении Москвы все-таки разместить в Беларуси ядерное оружие. И Лукашенко был крайне увлечен этой темой, до Токаева ли тут.

Верится с трудом. Но насмешка Токаева была настолько откровенной, что вступать с ним в полемику – значило бы привлечь еще больше внимания к теме зависимости Беларуси от Кремля. К тому же, обсуждая союз Беларуси и России, президент Казахстана, судя по всему, обращался не к Лукашенко. Ведь определяя роль официального Минска по-токаевски, нелепо после этого рассматривать беларусские власти в виде самостоятельного субъекта. Лидер Казахстана обращался к Путину. И начался этот разговор гораздо раньше, чем состоявшийся в эти дни саммит ЕАЭС.

За мощной спиной Китая

Стоит отметить, что это не первый публичный интеграционный демарш президента Казахстана. Почти год назад, в июне 2022 года, на Петербургском международном экономическом форуме в присутствии Владимира Путина Токаев объявил, что его страна не признает ЛНР и ДНР. Кроме того, Токаев поставил Путина в неловкое положение, когда тот намеревался наградить президента Казахстана за сотрудничество с Россией орденом Александра Невского. Однако казахстанский лидер решил, что до завершения своих президентских полномочий не будет принимать ни отечественные, ни зарубежные награды.

Тогда мы допускали, что Казахстан после начала российско-украинской войны стремится дистанцироваться от России, заручившись поддержкой мощного союзника, которым может оказаться Китай.

Видимо, прогнозы оказались верными. Пару недель назад, посетив Москву и поприсутствовав на параде 9 мая, казахстанский лидер вместе с президентами Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана отбыл в город Сиань, где состоялся первый в истории саммит «Китай – Центральная Азия». По итогам форума стороны подписали многостраничную Сианьскую декларацию. В ней пятнадцать пунктов и много интересного. Но, резюмируя, можно отметить, что председатель КНР Си Цзиньпин пообещал лидерам всех этих государств всестороннюю поддержку и сотрудничество.

Сообщалось, что по итогам саммита Китай и Казахстан подписали почти 50 документов на сумму 22 миллиарда долларов.

Все это позволило многим экспертам заявить о том, что Китай всерьез нацелился на страны Центральной Азии, которые до начала российско-украинской войны традиционно считались российской сферой влияния. И начинает постепенно «отрывать» их от Москвы.

Вернувшись из Китая, Токаев и позволил себе колкости в адрес беларусско-российского союза. А де-факто – в адрес интеграционной политики Путина, направленной как раз на то, чтобы по максимуму привязать к России центрально-азиатские республики бывшего СССР.

Поторговаться с Москвой

Но вряд ли Казахстан готов полностью выйти из-под российского влияния. Такую цель там если и рассматривают, то исключительно как долгосрочную. Зато благодаря китайской поддержке у Казахстана появляется серьезный рычаг для давления на Россию и торга с Путиным. К тому же в Астане прекрасно понимают, что Россия в сложившихся условиях тоже стала в определенной степени зависимой от Казахстана – например, в производстве и поставках товаров, попавших под международные санкции.

И Токаев может себе позволить слегка пошантажировать Кремль. Понятно, что без Казахстана ЕАЭС теряет всякий смысл. Для Путина выход этого государства из союза стал бы серьезным ударом. И за то, чтобы остаться и продолжить играть в интеграционные игры под российским патронажем, Астана может стремиться получить дополнительные бонусы.

Например, Казахстан в обмен на строительство российского газопровода в Китай по своей территории пытается добиться от России снижения цены на газ. В апреле министр энергетики Казахстана Алмасадам Саткалиев заявлял, что если стороны придут к согласию, стоимость газа для Астаны окажется «в разы ниже», чем на европейском рынке, и даже «гораздо ниже», чем для Беларуси.

Поэтому месседж Токаева мог быть и таким: Беларусь как ближайший союзник России не должна получать от Москвы больше преференций, чем другие государства — члены ЕАЭС. Поглощение Россией Беларуси Астане не особо интересно. Но в экономическом союзе никто не может быть равнее прочих и пользоваться недоступными остальным благами.

Так что, заручившись дружбой с Китаем и оценив политическую конъюнктуру, Казахстан может себе позволить немного повыкручивать руки Москве. Не исключено, что Путину даже придется пойти на некоторые уступки Астане и проглотить обиду в виде токаевского спича, чтобы скандал в ЕАЭС не разгорелся еще жарче. Ну а Александру Лукашенко остается только ссылаться на проблемы с акустикой. Ведь возразить Токаеву по сути-то и нечем.

Даже вспомнив о ядерном оружии, лидер Казахстана Лукашенко немного пожалел. Не на двоих оно. Контроль и решение о применении ЯО остается за Москвой. Такой вот «уникальный прецедент в мировой политической истории».

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.